|
|
N°177, 27 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вид из моего окна
Фотовыставка Семена Файбисовича
Выставкой Семена Файбисовича «Мои окна» Юрий Аввакумов продолжает свой кураторский проект архитектурной фотографии «24» в Московском доме фотографии на Остоженке, 18.
Семен Файбисович снимал в центре Москвы, как поет акын -- то, что находится прямо перед ним. Самое привычное, самое обычное -- свои окна. Зимой и летом, в солнечные дни и пасмурные. Окна не главная часть архитектуры, так, деталь, если смотреть снаружи. Другое дело -- изнутри. Тогда окно -- это наша возможность видеть мир. Все, что мы видим изо дня в день из окон собственной квартиры, постепенно приватизируется, присваивается взглядом. Вид из окна становится такой же собственностью хозяина квартиры, как кошка и бутылки на подоконнике.
За окнами Семена Файбисовича -- настоящий московский хаос, давно ставший частью его жизни. На фотографиях -- то, что он захотел показать нам. В первую очередь сами окна. Старые облупившиеся рамы демонстрируют благородство неровных линий и элегантную геометрическую простоту. Затем -- свет. Свет за окнами, свет, проникающий в комнаты, отражающийся в телевизоре, преломляющийся в неровных стеклах. И конечно, вид из окон. Если вы живете в Москве, скорее всего и из вашего окна не площадь Красная видна, а стадион, дома, гаражи, деревья. Из окон Семена Файбисовича тоже видны какие-то здания и даже один безусловный архитектурный шедевр -- гараж Константина Мельникова. Памятник не привлек особого внимания фотографа, а остался естественной частью диковатого московского пейзажа, в котором и Москву-то узнает не каждый.
Известный художник, писатель, теперь еще и фотограф -- больше всего Семен Файбисович ценит уникальность собственного взгляда и возможность распоряжаться тем, что принадлежит и доступно только ему, например видом из окна. Формат проекта -- 24 фотографии, 24 кадра пленки -- подошел ему идеально. В его рамках он показал все, что хотел, и не сказал ничего лишнего. Мы так и не узнали, что же находится внутри, с другой стороны окон.
Постепенно, с каждой следующей выставкой, появляется ощущение беспредельности проекта Юрия Аввакумова и возможности бесконечно интерпретировать понятие архитектурной фотографии. Жанр этот постепенно теряет всякие очертания и становится тотальным, как жизнь, как фотопроект Семена Файбисовича.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ