|
|
N°42, 14 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К вопросу о соотношении сбережений и расходов
В нормальной семье существует рациональное соотношение сбережений и текущих расходов. Перекосы вредны и опасны: если переусердствовать с откладыванием на черный день, особенно растущему организму, и экономить на повышении квалификации и расходах на поддержание организма в тонусе, со временем ты станешь неконкурентоспособным работником, к тому же хилым и больным.
Складывается ощущение, что в настоящее время мы впадаем в крайность излишних накоплений, в то время как еще классик жанра Джон Мейнард Кейнс писал о полезности госинвестиций для экономического роста. Лозунги же «Все разворуют» по сути означают признание бессилия и тотальной коррумпированности государства, что, наверное, не вполне справедливо. В мировой практике есть действенные меры контроля над эффективностью расходов, можно в конце концов привлечь иностранных подрядчиков, а также специализированных консультантов с опытом. Чрезмерное увлечение монетаризмом и пренебрежение к прочим достижениям экономической мысли, многократно апробированным в международной практике, в частности к кейнсианству, абсурдно и парадоксально, тем более когда стоит задача обеспечения устойчиво высоких темпов роста национальной экономики на протяжении многих лет и модернизации материально-технической базы страны.
Размер стабфонда уже превысил 50 млрд долл. и будет продолжать расти в дальнейшем, так как стоимость нефти, по всей видимости, никогда не вернется к своему многолетнему среднему уровню в 20 долл. за баррель: об этом позаботится ОПЕК, как Цербер стоящий на страже дорогого топлива, к тому же умные энергосберегающие технологии и дешевые альтернативные способы производства энергии -- дело отдаленного будущего. Кроме того, общеизвестно, что нефть добывается в политически нестабильных регионах, что поддерживает высокую политическую премию в ценах на «черное золото». Вряд ли что-то ощутимо изменится в ближайшие годы, хотя прогнозы цен на нефть все же дело крайне неблагодарное.
Сложно понять, как в стране, напичканной нефтедолларами, не то что нет высокоскоростных железных дорог, но вообще мало хороших дорог и даже нет железной дороги, связывающей базовый аэропорт Шереметьево с центром Москвы. А ведь в других странах участие государства в промышленной политике не ограничивалось сооружением объектов инфраструктуры: в Индии правительство стояло за строительством технопарка в Бангалоре, а в Бразилии -- за созданием гордости страны, авиастроительной корпорации Embraer, продукция которой конкурирует на равных с Boeing и Airbus. Инфляция, разумеется, огромное зло, хотя в небольших дозах и способствует экономическому росту, но одна из основных причин роста цен в нашей стране -- олигопольный характер отечественной экономики, слабость конкуренции, что поддерживает высокие цены. Инвестиции в разрушение олигополий -- это в значительной степени и есть антиинфляционная политика. Хорошая инфраструктура, безусловно, шаг в направлении привлечения инвестиций, роста бизнеса и поощрения конкуренции. Еще одна идея -- инвестиции в диверсификацию российской экономики, в частности наукоемкие отрасли: тогда Россия сможет преодолеть возможный шок в случае гипотетического обвала нефтяных цен.
Понятно, что если средства фонда будут преимущественно инвестироваться в низкодоходные иностранные ценные бумаги (хотя, похоже, это пока базовый и во многом вынужденный сценарий из-за высокой емкости международного рынка капиталов), фонд будет планомерно обесцениваться, напоминая шагреневую кожу (инвестфонд не в счет, его размер невелик в сравнении с накопленным недоинвестированием в экономике). К тому же вложения в акции достаточно рискованны с учетом волатильности рынка и курса Федеральной резервной системы на ужесточение монетарной политики, ведущего к удорожанию денег и сокращению глобальной финансовой ликвидности.
Более понятна идея досрочного погашения внешней задолженности: действительно, государство обычно много занимает в периоды плохой внешнеэкономической конъюнктуры и погашает долги в период хорошей конъюнктуры, но такая политика имеет свои пределы.
Нельзя игнорировать и то, что инвестирование в зарубежные ценные бумаги -- поддержка чужой экономики. Известно и банально, что если страна не вкладывает в себя, особенно в капиталоемкие проекты, вряд ли за нее это будут делать иностранные инвесторы. Но дело не только в мегапроектах, эффективным вложением в человеческий капитал (основной ресурс страны) было бы приобретение компьютеров для оснащения средних школ или передового медицинского оборудования для больниц (достоинством таких инвестиций является их неинфляционность). Еще во времена горбачевской перестройки много говорилось о решающей роли человеческого фактора в экономике, и хотя времена с той поры радикально изменились, главным аргументом в спорах экономистов и социологов о достоинствах той или иной модели развития страны будет качество жизни, а также качество, мобильность и креативность рабочей силы. Вложения в образование (один из основных национальных проектов) -- по сути инвестиции частично в развитие малого бизнеса, так как квалифицированный персонал будет стремиться иметь свое дело, что для него более доходно. Тенденция очень выгодная для России с точки зрения макроэкономики, ведь недоразвитие малого бизнеса -- одна из главных ахиллесовых пят отечественной экономики.
Благотворная внешняя конъюнктура предоставила России уникальный шанс начать модернизацию. И было бы ошибкой им не воспользоваться.
Сергей СУВЕРОВ, начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка