Время новостей
     N°130, 21 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2000
Аутентичный Чайковский
На фестивале старинной музыки в Утрехте торжествовал простой вкус
Фестиваль в голландском Утрехте радует не только прелестями бархатного сезона, уютным амбиенте средневекового города-картинки и почти семейной атмосферой, но и грандиозным размахом музыкальных торжеств. Более 120 концертов в большинстве случаев демонстрируют "настоящее европейское качество", которое, кроме того, преподносится в привлекательной и надежной упаковке. Объемистый и добротный буклет, футболки, сумки и рекламные плакаты с фестивальной символикой, вводные лекции и дискуссии, ежедневные прямые радиопередачи, телевещание через Интернет, молниеносные отклики прессы -- выходит, что в крохотной Голландии такая элитарная сфера, как старинная музыка, стала настоящей индустрией с развитой инфраструктурой, профессиональным менеджментом и интернациональной клиентурой.

"Карл V и музыка его времени", "Все клавирные сонаты Гайдна", "Ориентализм и Восток в европейской культуре Средневековья и Ренессанса" -- таковы были основные темы фестивальной программы. Главного юбиляра 2000 года -- Баха -- чествовали на концерте-открытии, слегка напоминавшем винегрет: в равных количествах берутся отдельные части кантат и инструментальных концертов, прослаиваются органными хоральными обработками и заправляются соусом из "Хорошо темперированного клавира". Добавив по вкусу кусочки "Искусства фуги" и "Музыкального приношения", вы получаете краткий справочник-путеводитель по жизни и творчеству немецкого гения.

Более заманчивыми оказались проекты в некотором отдалении от Баха. Целая серия концертов "Плюс-минус Бах" представила доселе никому не известные произведения его предшественников, современников и родственников. Триумфальный успех имел младший сын великого лейпцигского кантора, «лондонский» Бах -- Иоганн Кристиан. Благодаря усилиям английского музыковеда Вобэртона, хора Rheinische Kantorei и инструментального ансамбля "Маленький концерт" под управлением Германа Макса, после 222 лет забвения возродилась к жизни опера "Милосердие Сципиона". Удивительно легкая и гармоничная музыка, отмеченная класcической ясностью инструментовки и блистательной виртуозностью вокала, производила впечатление знакомой незнакомки: в зале как будто витала тень Моцарта, который, как известно, не скрывал восхищения своим старшим коллегой и многому у него научился. Реанимация "Милосердия Сципиона" -- это не только акт восстановления исторической справедливости, но и очередное свидетельство того, что талантливых авторов и ярких произведений гораздо больше, чем принято считать.

Помимо добропорядочной старинной музыки, преподносимой в свете последних веяний аутентизма, в Утрехте вас всегда ожидает несколько сюрпризов скандального толка. На сей раз одним из них стала сценическая версия оратории Генделя "Мессия" работы режиссера Э.Фраада. Любая инсценировка "Мессии" -- гарантированный повод для споров и дискуссий. Но когда мирно стоящие на сцене исполнители в привычных черно-белых нарядах нежданно-негаданно перевоплощаются в обитателей современной психиатрической клиники -- это уже явная провокация, заставившая журналистов тут же засучить рукава. Склонный к визионерству главврач, внедряющий экспериментальные методы лечения шизофрении, в одной из своих последних разработок использует легенду о Мессии, а в качестве действующих лиц задуманного им терапевтического спектакля выступают сотрудники и пациенты (сам шеф играет роль Господа Бога, периодически возносясь под бутафорские барочные облака). Зритель, утомившись расшифровкой громоздившихся друг на друга смыслов и символов, имел возможность расслабиться, посмеявшись над забавными в своей прямолинейности деталями: торжественный вынос огромных фолиантов дарвиновского "Происхождения видов" и "Манифеста коммунистической партии" Маркса демонстрировал полемику Ветхого и Нового Заветов, а молоденькая медсестра (она же -- Дева Мария) в сопровождении пантомимы кордебалета и знаменитой хоровой фуги "Нам рожден младенец" изображала первые симптомы беременности. Несмотря на то, что, по чистосердечному признанию реализаторов шоу, музыкальная сторона играла в нем второстепенную роль, именно музыка, всем хорошо известная и более чем на треть состоящая из классических шлягеров, оказалась гораздо интереснее интеллектуально-эстетических изысков режиссуры. Впрочем, общий итог удовлетворил всех: библейские пророчества сбываются, исцеленные пациенты возвращаются обществу и к радости большинства присутствующих выясняется, что Генделя испортить так же трудно, как и Баха.

Рекорд посещаемости нынешнего фестиваля был установлен на сольном концерте нашего соотечественника Евгения Талисмана, в программе которого значились "Времена года" Чайковского. Недоуменный вопрос о том, как же Петр Ильич попал на фестиваль старинной музыки, был обстоятельно разъяснен: оказывается, пока велись жаркие споры о музыке Ренессанса и барокко, незаметно назрела и проблема интерпретации произведений романтической эпохи. И первый шаг на пути к ее решению -- привлечение аутентичных инструментов. Талисману в соответствии с современными тенденциями подобрали "Бехштейн", который был совсем немного моложе Чайковского. Под этот рояль пела романсы Чайковского и Лина Мкртчян, искусство которой нашло самый горячий отклик в сердцах уравновешенных и рассудительных голландцев. Певица буквально утопила слушателей в море русских страстей, в котором, правда, немного недоставало музыки, хорошего вокала и вкуса.

Лада АРИСТАРХОВА