|
|
N°42, 14 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все будет хорошо
Новый фильм Люка Бессона на московских экранах
Последний раз Люк Бессон занимал режиссерское кресло шесть лет назад, когда ставил «Жанну д'Арк». С того момента его имя появилось в титрах почти полусотни картин, в которых он взял на себя обязанности продюсера. Весьма сомнительная в большинстве своем продукция с логотипом «Люк Бессон представляет» мамаевым полчищем прошлась по экранам и мозгам, слившись в результате в аляповатую аморфную биомассу ядовитых кислотных цветов, самопереваривающийся пузырь, в котором то и дело проглядывают то шашечки быстроходного такси, то вытянутая в фатальном па конечность восточного единоборца, то мгновенно узнаваемое лицо непотопляемого Жана Рено. За всем этим как-то подзабылось, что начинал-то (да и продолжал) Бессон все-таки не как производитель бесконечных бандиток, перевозчиков и цепных псов, а как вполне себе режиссер-автор, один из лидеров «новой новой волны», урбанистический поэт, любитель длинных теней и пронизывающего синего света. И вот, выдержав качаловскую паузу, Бессон возвращается как режиссер со своим десятым, снятым почти что втихую фильмом «Ангел А».
Мелкий мошенник Андре (Жерар Деббуз) -- так себе человечек, воплощение самых штампованных представлений о лузерстве. Да вдобавок он еще умудрился задолжать половине криминального Парижа изрядную сумму, которую у него все более радикально (то есть с применением грубой физической силы) требуют вернуть. Собрать сорок тысяч евро за один день невозможно в принципе, поэтому Андре решает, что единственное место, где он уместен в сложившейся ситуации, -- это перила моста, а мгновение спустя -- дно Сены. Но на перилах рядом с ним оказывается невесть как туда попавшая девушка совершенно неземного вида (Ри Расмуссен) и сигает в воду прежде него. Андре, передумав топиться, спасает незнакомку, вытаскивает ее из воды -- и с этого мгновения жизнь неудачливого шибздика радикально меняется. О том, что представившаяся Ангелой красавица на самом деле имеет не совсем земное происхождение и проходит по ведомству не столько жандармерии и полиции, сколько небесной канцелярии, зритель догадывается гораздо раньше Андре (занятно, что объяснение Ангелы и Андре помещено Бессоном ровнехонько в середине полуторачасового фильма -- этакая перемена между двумя уроками жизни). Разумеется, земная любовь победит метафизику, Ангела очеловечится, и дальше по жизни они пойдут уже не с помощью ее сверхъестественных способностей.
Недоумение, которое охватывает зрителя «Ангела А», трудно с чем-то сравнить. Даже в конце 80-х годов фильм, сделанный про то и так, как это сделал Бессон, показался бы в лучшем случае наивным и вторичным. Сегодня, в начале нулевых годов, история об ангельской любви, снятая человеком, как будто даже и не подозревающим о существовании «Этой прекрасной жизни» Капры или «Неба над Берлином» Вендерса, в мелодраматическом изводе не просто бьющая ниже пояса, а сбивающая с ног какими-то совсем уж запрещенными приемами, от которых даже не думаешь защищаться, поскольку правила поединка фильма со зрителем уже давно не предполагают ничего подобного. Бьющиеся за спиной немыслимо, фантастически эффектной Ангелы-Расмуссен спецэффектные крылья -- это уже даже не из области хорошего и дурного тона, не из области трэша, китча или чего-то подобного. Это привет с тех заоблачных полей, откуда сыпется на творцов определенного сорта какая-то совершенно особая манна. В свое время, видимо, под таким примерно градом небесным оказался Дмитрий Астрахан и снял несколько картин, при рассуждении о которых бессмысленно использовать привычный критический аппарат -- их надо было чувствовать на далеком от аналитики уровне. Нечто подобное несколько неожиданно произошло и с Люком Бессоном. Его убежденность, что именно так и надо сейчас высказываться о вечных проблемах бытия, сотворила небольшое чудо. Как и в случае с Астраханом, далеко не всякий оценит его в полной мере.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ