|
|
N°177, 27 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сыграл на повышение
Визит вице-премьера в Таганрог вызвал рост цен на акции
Меньше чем за неделю акции Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева (ТАНТК) подорожали в 4 раза -- с 250 руб. за одну рублевую акцию до 1000 руб. Бумаги соседнего с ТАНТК предприятия -- авиазавода «Таганрогская авиация» («Тавиа») -- тоже заметно подросли в цене. Неделю назад за одну акцию давали 350, сегодня -- 400 руб.
Причина этого -- состоявшийся на минувшей неделе визит вице-премьера Ильи Клебанова, который впервые официально подтвердил возможность слияния двух таганрогских авиазаводов в единый авиационный комплекс, а кроме того, пообещал им дополнительные заказы.
Слухи о том, что ТАНТК и «Тавиа» сольют в авиакомплекс, ходили с весны нынешнего года. Шаг казался логичным, поскольку бериевцы фактически являются конструкторским бюро, ведущим российским и мировым разработчиком самолетов-амфибий. «Таганрогская авиация» -- это сборочный завод, который еще несколько лет назад российское правительство собиралось сделать базовым предприятием для серийного производства пассажирских самолетов нового поколения Ту-334.
Правда, сейчас «Тавиа» находится в предбанкротном состоянии: ее долги бюджету превышают 200 млн руб., задолженность по зарплате составляет три месяца, и при существующем объеме заказов (в основном это ремонт самолетов Ту-104 для ВВС Индии) завод еле-еле сводит концы с концами.
Объединение ТАНТК с «Тавиа» сейчас рассматривается как наиболее вероятный и приемлемый вариант оздоровления «Таганрогской авиации». Тем более что контрольные пакеты обоих заводов -- у государства в лице «Росавиакосмоса».
После слияния на производственных мощностях «Таганрогской авиации», скорее всего, начнут собирать самую перспективную модель ТАНТК -- самолет-амфибию Бе-200, интерес к которой проявляют МЧС России, а также ряд западных стран. Пока предполагается, что основным сборщиком Бе-200 станет Иркутское авиационное производственное объединение, но бериевцы давно вынашивают идею собирать свои машины не только в далеком Иркутске, но и буквально за соседним забором -- на «Тавиа». Кроме того, они хотели бы в кооперации с «Таганрогской авиацией» выпускать недорогой самолет для местных авиалиний Бе-32К. Его пассажирский вариант, рассчитанный на 16 мест, будет обходиться заказчику всего в 2,6--2,8 млн долл. В ТАНТК полагают, что в ближайшие пять лет они в состоянии выпустить и продать около 1400 таких самолетов.
Финансово успешное ТАНТК им. Бериева (здесь ежегодно акционерам выплачивают дивиденды) вполне может стать своеобразным локомотивом, который вытянет «Таганрогскую авиацию» из долговой ямы. У бериевцев прекрасные взаимоотношения с Минобороны, да и на разработку сверхсовременного Бе-200 они получили госфинансирование. Неплохое реноме у ТАНТК и за рубежом: не так давно предприятие выполнило крупный израильский заказ. Предполагается, что, слившись с соседним авиасборочным заводом, ТАНТК может существенно нарастить обороты и увеличить прибыльность своего бизнеса.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону