|
|
N°41, 13 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Десятая доля процента
МЭРТ посчитало вклад национальных проектов в рост ВВП
Правительственная бюджетная комиссия одобрила в минувшую пятницу подготовленные Минэкономразвития «Сценарные условия социально-экономического развития страны на 2007 год и на период до 2009 года». Как предполагается, кабинет министров рассмотрит документ 23 марта.
Наряду с «Прогнозом социально-экономического развития», который будет разработан позже, «Сценарные условия» традиционно предваряют подготовку федерального бюджета на следующий год. Впервые два основных варианта «Сценарных условий» рассчитаны не на основе разных цен на нефть (в 2007 году она составит, по прогнозу МЭРТ, 49 долл. за баррель, в 2008--2009 годах -- 46 долл./баррель), а исходя из степени вклада в экономический рост политики правительства. Первый сценарий -- инерционный, подразумевающий, вероятно, полное бездействие кабинета министров. По оценке МЭРТ, в случае реализации такого сценария рост ВВП в следующем году составит 5,7%, а к 2008 году следует ожидать темпов экономического роста на уровне 5% в год, что является согласно документу «критическим уровнем для решения социальных задач и задач по модернизации производства». Этот сценарий предполагает сохранение нынешнего положения вещей в экономике: замедление физических объемов экспорта, сближение динамики роста реальной заработной платы и производительности труда, а также опережающий рост импорта.
Второй вариант предусматривает выполнение правительственных решений, зафиксированных в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, антиинфляционном плане (также разработка МЭРТ) и подписанных в октябре премьер-министром «Дополнительных мерах, направленных на ускорение темпов экономического роста». Иными словами, этот вариант подразумевает более активные действия кабинета министров.
Если Михаилу Фрадкову и министрам удастся воплотить в жизнь предусмотренные этими документами решения, то рост ВВП составит уже 6,1% в 2007 году, 6,2--6,3% в два последующих года.
В ведомстве Германа Грефа досконально подсчитали вклад каждой социально-экономической новации в дело ускорения темпов экономического роста. Как сообщил журналистам замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, национальный проект по формированию рынка доступного жилья добавит ВВП одну десятую процента, нацпроект по сельскому хозяйству еще столько же. Реализация федеральных целевых программ позволит вырасти ВВП на 0,2--0,3%. Все институты развития -- инвестиционный фонд, Российский банк развития и венчурные инновационные фонды - дадут, по словам г-на Белоусова, еще 0,1--0,17% ВВП. Еще 1% получится из совокупности целого ряда мер, таких, как улучшение налогового администрирования, поддержка малого бизнеса и борьба с занижением таможенной стоимости товаров.
Как сообщил замминистра, налоговые новации, такие, как снижение НДС с 18 до 13% или изменение цены отсечения (ценовой рубеж, ныне установленный на уровне 27 долл./баррель, при превышении которого часть налоговых доходов от экспорта нефти идет не в бюджет, а в стабфонд), на заседании бюджетной комиссии не обсуждались. Прогноз рассчитан из действующей цены отсечения и ставки НДС. Однако это не означает, что дискуссия по этим ключевым вопросам завершена. Андрей Белоусов, понятно, отстаивает точку зрения МЭРТ, а заодно и Минфина: «Цена отсечения сейчас оптимальна. Дальнейшее ее повышение не имеет смысла, поскольку это повышает инфляционные риски». Что касается налоговых новаций, то, по его словам, «Минфин сейчас готовит основные направления налоговой политики». Этот документ будет рассмотрен на следующем заседании бюджетной комиссии правительства, которое состоится ориентировочно в двадцатых числах марта.
А уже 15 марта, на ближайшем заседании правительства, Минэкономразвития должно представить комплекс мер по борьбе с инфляцией. Рост потребительских цен за два первых месяца года уже превысил 4%, при том, что итоговый годовой показатель запланирован в бюджете-2005 на уровне 8,5%. Но «особой драмы нет», уверен Андрей Белоусов. По прогнозам экономического ведомства, рост цен по итогам первого квартала составит 5%, но затем резко пойдет на спад. Во втором квартале инфляция не превысит 2%. «Летом мы, как обычно, ждем дефляцию за счет сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию», -- говорит замминистра. Правда, в новейшей истории дефляции удалось дождаться лишь дважды -- в августе прошлого года (-0,1%) и в августе 2003 года (-0,4%). «С учетом летней дефляции мы можем вписаться (в прогнозный показатель по инфляции. -- Ред.)», -- говорит замминистра.
Как сказал г-н Белоусов, к разработанным в прошлом году антиинфляционным действиям могут быть добавлены меры по воздействию на отдельные сектора экономики (рост цен на бензин или сельскохозяйственную продукцию в разы опережает удорожание непродовольственных товаров), а также корректировка таможенного и антимонопольного законодательства. Тарифы естественных монополий, неизменно вносящих весомый вклад в инфляцию, пока решено не пересматривать. Однако он не исключил, что они могут быть изменены летом. Впрочем, уже очевидно, что одними старыми наработками обойтись не удастся. Реализация задачи по обузданию инфляции находится под личным контролем президента. Видимо, в том числе поэтому на этой теме подробно остановился вице-премьер Александр Жуков, выступая вчера в Цюрихе на Российском экономическом и финансовом форуме. Среди блока антиинфляционных мер он назвал ограничение роста тарифов в ЖКХ и естественных монополиях, сдерживание цен на нефтепродукты с применением налоговых мер, дальнейшего развития отечественных рынков продовольствия, формирование стабильных правил регулирования импорта сельхозпродукции. «Правительство надеется удержать инфляцию в рамках 9%», -- заявил г-н Жуков. Видимо, вице-премьер в отличие от г-на Белоусова уже потерял надежду на достижение зафиксированного в бюджете годового прогнозного показателя по инфляции -- 8,5%.
Вера СИТНИНА