|
|
N°41, 13 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Метрополитен - это как Большой театр и Гагарин»
Главный архитектор «Метрогипротранса» Николай ШУМАКОВ рассказал Александру ЗМЕУЛУ о том, почему современные станции метро выглядят так и никак иначе.
-- Давайте для начала разберемся, в каком стиле строятся современные станции метро в России, ну и конкретнее в Москве.
-- Есть тенденции развития архитектуры -- мировые, российские, московские, может, они развиваются в одном направлении, может, расходятся в совершенно разные стороны, а есть традиции и тенденции развития подземной архитектуры. На первый взгляд, все идет в одной струе, как подземная, так и наземная архитектура, но если разобраться, вникнуть в это дело, то выясняется, что подземная архитектура живет несколько иной жизнью.
Не только потому, что станции строятся под землей, а там темно, но главное в том, что архитектура метро родилась в 1931--1935 годах по велению партии и правительства, тогда же появилось ключевое слово «дворец». Давление 30-х годов волей-неволей присутствует сегодня в нашей подземной архитектуре.
Идет балансирование на грани между традиционной архитектурой и новой. Может быть, это интересно, может быть, эта игра в стили дает свой результат -- вот станции «Аннино» или «Парк Победы» дважды выдвигались на Государственную премию, причем не нами, а другими организациями. В обществе, а не только в среде профессионалов, есть достаточно положительные отклики. Поэтому балансирование на стилистических тонкостях, наверное, что-то дает.
-- А какие из открытых станций вы можете назвать любимыми или близкими к идеальным?
-- Это очень сложный вопрос. Если говорить о традиционных формах московской или сталинской архитектуры, то это «Парк Победы». Она намеренно сделана именно в традициях той архитектуры, именно потому, что это «Парк Победы». Мы думали только об одном: на станцию придут ветераны, они должны увидеть традиционный пилон, и цвета, которые там должны быть, -- красный и белый. Но при этом на «Парке Победы» сделано все современным языком, и этот синтез одного с другим дал определенный результат.
Но есть совершенно новая архитектура -- это Бутовская линия, которая сделана по-новому, без оглядки на традиции, потому что это легкий метрополитен, есть все-таки не совсем метрополитен, а уже в некотором роде наземные сооружения. Также интересна реконструкция станции «Воробьевы горы», она тоже не подземная, и ее решение сделано новым языком.
-- А почему нельзя построить полностью современную линию, как «Метеор» в Париже, Jubilee Line Extension в Лондоне?
-- Там одна станция стоит как любая наша линия, деньги просто несоотносимые. Новая линия в Лондоне -- это абсолютно уникальное сооружение, нам такое не снилось. А 14-я линия парижского метрополитена -- сказка, это непостижимо, это космическая и архитектура, и, главное, технология.
У нас не бывает такого, мы сразу целую линию не проектируем. Все какие-то точечные объекты. Например, Митинско-Строгинская линия, которую мы недавно утвердили, получилась такой: следующая после «Парка Победы» станция, «Славянский бульвар», -- новая, а «Кунцевская», к которой мы приходим, -- это станция реконструируемая. Дальше «Молодежная» и «Крылатское» -- вообще старые станции. Потом «Строгино», станция, проект которой мы согласовали примерно полгода назад. К сожалению, она не будет двухэтажной, как мы планировали первоначально... Будем жалеть и кусать локти, потому что вторую станцию мы уже туда не подведем никогда в жизни. Тем не менее «Строгино», наверное, окажется интересной станцией. Потом «выплыла» станция «Мякининская» в Московской области. Заканчивается линия «Волоколамской» и «Митином», а эти станции вообще десять лет назад были спроектированы. У нас структура никогда не выстраивается, мы не знаем, что будет завтра из-за нашей расхлябанности и безалаберности.
-- Попытки создания станций современной архитектуры в московском метро все-таки наблюдаются. Например, «Деловой центр», причисляемый многими к хай-теку, явно сделан с оглядкой на современные метрополитены в других странах.
-- Да какой это хай-тек! К сожалению, «Деловой центр» мы проектировали десять лет назад, и когда пришло время его строить, проект надо было бы переработать, но авторский коллектив не пошел на это. Надо было обновить проект, довести до ума, без этого станция получилась чуть-чуть устаревшая. Ну и если по-честному, то мы, конечно же, на Запад оглядывались.
Еще одна станция в Сити -- «Международная» -- будет абсолютно новой архитектуры, и, думаю, «Международная» получится просто блестяще. Хотя конструкция там достаточно зажата, но думаю, все-таки получится.
-- Ничего не слышно еще про две станции, которые откроются в следующем году в самом центре Москвы, я имею в виду центральный участок Люблинской линии?
-- «Сретенский бульвар» и «Трубная» -- при моей жизни это последние глубокие станции в Москве. Строительство «Достоевской» и «Марьиной Рощи» перелезет на 2015 год, а что через десять лет случится, не знаю. «Сретенский бульвар» будет очень смешной станцией. Может, раз уж у нас постмодернизм, и надо сделать откровенный китч -- у каждого пилона поставить тридцать разных скульптур тридцати разных авторов, чтобы все обхихикались? Может быть такой подход? Мне кажется, может, ведь у нас метрополитен не транспортное сооружение, это наше все, это как Большой театр и Гагарин.
|