|
|
N°177, 27 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опять «дружба – Freundschaft»
Российский президент покорил Германию
Вчера впервые со времен бывшей ГДР на страницах берлинских газет можно было встретить слово «дружба» в отношении России. «Другая Германия, другая Россия, -- комментирует визит президента Путина столичная Berliner Zeitung. -- Террористические удары по Америке изменили также и роль России». Об этом же говорят и немецкие политики, в первую очередь те, в компетенции которых находятся международные отношения. Христианский демократ Фридберт Пфлюгер, председатель комитета бундестага по делам Европы, называет нынешний визит «гигантским шансом». Все прежние трансатлантические конфликты, такие как, например, проблемы противоракетной обороны, уверен политик, теперь легче поддаются разрешению. «Визит Путина в Германию демонстрирует, -- отмечает Пфлюгер, -- что мы с Россией сидим в одной лодке, чтобы создавать мир завтрашнего дня».
Не меньше интереса вызвала декларированная президентом Путиным в рейхстаге «открытость России к началу переговоров о вступлении в ЕС и НАТО». Депутат фракции ХДС Карл Ламерс, коллега Пфлюгера по европейскому комитету, имеет на этот счет собственную модель: «Россию -- в ЕС и НАТО. Однако, определенно не в качестве нормального члена, как все остальные, но в форме институционализированной кооперации, что означало бы абсолютно новое качество по сравнению с нынешним».
Депутат бундестага от социал-демократов Герт Вайскирхен выступил за создание «Совета ЕС--Россия». По его мнению, отношения отныне приобретают совершенно новое качество, которое неизбежно окажет влияние на германскую политику. «Мы больше не можем быть сторонними наблюдателями развития там (в России -- Ред.). Прошли эти времена. Из новых отношений вытекают и наши новые обязательства».
Незадолго до вчерашнего выступления в Эссене президента Путина, как он сам выразился, «мучил» легендарный Отто Вольфф фон Амеронген, патриарх германо-российских экономических отношений, до прошлого года бессменный на протяжении почти 40 лет глава Восточного комитета германской экономики. Он требовал от российского лидера понять, наконец, необходимость вплотную заняться проблемами мелкого и среднего бизнеса в России. «К моему сожалению, -- чистосердечно признался г-н Путин позже на встрече с представителями немецких деловых кругов, -- за последние полтора года в этом направлении мы ничего не делали».
Большой резонанс в Эссене вызвала готовность российского президента повысить роль России в безопасности энергоснабжения в Западной Европе, что означало бы увеличение доли российских поставок нефти и природного газа. Спонтанно комментируя предложение российского президента, председатель правления Ferrostahl AG Клаус фон Менгес назвал его «мужественным в эти тяжелые времена». Неожиданный вопрос возник во время дискуссии после выступления Путина в Эссене: не ждет ли Россия взамен на участие в создаваемой в эти дни «антитеррористической коалиции» поблажек в отношении своих долгов Германии? «Если это участие будет сопряжено с большими затратами для России, -- отвечал Путин, -- то будем обсуждать этот вопрос с партнерами».
Юрий ШПАКОВ, Берлин