|
|
N°177, 27 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глаголом жечь
Визит Владимира Путина в Германию вступил в экономическую фазу
Закрепив сокрушительный успех в рейхстаге встречей с подъехавшим в Берлин итальянским премьером Сильвио Берлускони и беседой с главными редакторами ведущих германских СМИ, Владимир Путин переместился в город Эссен. План был таков: покончив с большой политикой, заняться привычным делом -- убеждением инвесторов вкладывать наконец деньги в Россию. Площадкой для очередного сеанса убеждения была избрана знаменитая роскошная вилла Хюгель, до войны служившая семейным домом немецких промышленников Круппов, а ныне превращенная Круппами в выставочно-конференционный центр. На виллу съехались более двухсот представителей крупнейшего германского бизнеса, Путин прилетел к ним на вертолете, устроив маленькую «бурю в пустыне» на породистом газоне. Дальше все развивалось по уже известному и отточенному до мелочей сценарию. Путин произносит более-менее канонический текст о все возрастающей привлекательности российской экономики, а затем отвечает на вопросы и «озабоченности» потенциальных инвесторов. От визита к визиту выступление обогащается все новыми подробностями о ходе экономической модернизации России. Так, на вилле Хюгель Путин рапортовал уже не только о принятии «самого либерального в мире» налогового кодекса и упрощении регистрационно-лицензионного режима, но и о только что созданном агентстве по привлечению инвестиций. (Как на беду, глава агентства г-н Матвеев в момент этого торжественного объявления в зале отсутствовал.) Обещал разобраться с беспорядками на таможне, заняться наконец поддержкой малого и среднего бизнеса и «форсировать принятие закона о защите прав собственника и кредитора». Бизнесмены задавали вопросы, в основном конкретного толка. У Путина, как всегда, были на них конкретные ответы, иногда для еще большей конкретности привлекался г-н Греф. Основной путинский посыл: Германия может не только торговать, но и инвестировать в Россию намного больше, нежели сейчас. Основной посыл немцев: и хочется, и колется. Путин заявил, что Россия не намерена жить исключительно за счет нефтяного и газового импорта, и звал немцев в хай-тек и космос. Немцы отнеслись к призыву с пониманием. Путин объявил «о смене приоритетов и ценностей российского государства», выразившейся в том, что в консолидированном бюджете 2002 года «впервые в истории России расходы на образование превысили расходы на оборону». Пожалуй, только этим сообщением «на экономические темы» Путину удалось поразить воображение немцев, поскольку прочие российские успехи деловые круги оценивали просто по-деловому.
Обольщение инвесторов -- процесс в принципе бесконечный, и Владимиру Путину рано или поздно придется отказаться от участия в нем, сосредоточившись вместо этого на собственно реформах. Если у него все получится, то инвесторам -- немецким, французским, американским и всяким прочим -- никуда от Путина не деться.
«Экономический день» путинского визита получился, пожалуй, слишком техническим и не особо впечатляющим -- скорее всего не потому, что Путин и немецкие бизнесмены были нехороши, а потому, что «немецкая» речь, произнесенная накануне в рейхстаге, похоже, перепахала немцев не на шутку. За один день опомниться они не успели. Председатель германо-российского форума деловых и общественных кругов Лоренц Шомерус открыл встречу Путина с предпринимателями следующим сообщением: «После вчерашнего дня мы получили спонтанную реакцию граждан. Очень много звонков, которые свидетельствуют о том, что сердцами и душами граждан вы овладели». Все немецкие газеты, вышедшие в среду, полны комментариев к речи в бундестаге, дружно квалифицируя ее как «крупнейшее событие».
Путин доволен донельзя. Перед отъездом с виллы Хюгель он заявил: «Я знаю, что к нам в Германии относятся неплохо, но радушие, с которым нас принимали на этот раз, превзошло все наши ожидания. Это свидетельствует о том, что мы на правильном пути. Не хотел бы забегать вперед в оценке визита, который еще не завершен... Не хочется ничего расплескать из того, что мы собрали».
Сегодня чета Путиных проведет день в Дрездене, почти совсем без прессы. У президента запланировано несколько часов приватных бесед с г-ном Шредером, а на сладкое -- поход по местам боевой шпионской славы.
Следующий пункт назначения новой европейской поп-звезды -- Брюссель, где помимо ЕС расквартирована еще и штаб-квартира НАТО.
Татьяна МАЛКИНА, Берлин--Эссен