|
|
N°130, 21 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще одно окно в Европу
В Питере сооружается новый портовый комплекс
ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» и ОАО «Уралкалий» объявили об инвестициях в создание нового перегрузочного комплекса в питерском торговом порту. Он обойдется в 47,9 млн долл., оба инвестора вкладывают по половине этой суммы из собственных средств.
Строительство терминала по перегрузке минеральных удобрений в четвертом грузовом районе порта уже началось. Примерно через год будет введена в строй первая очередь погрузочно-разгрузочного комплекса мощностью 2 млн т, а к 2003 -- запущена вторая очередь, еще на 3 млн тонн. Свои затраты инвесторы вернут через 6 лет. Терминал рассчитан на экспорт калийных удобрений и поташа из России в страны Европы. Пока большая часть транзита минерального сырья с востока на запад приходится на страны Балтии.
Похоже, российские экспортеры решили обескровить бюджеты прибалтийских стран, казна которых, как известно, в значительной степени пополняется за счет обслуживания грузопотоков и портовых сборов. На Финском заливе в Ленинградской области строятся нефтяной порт в Приморске и угольный терминал в Усть-Луге, которые начнут работать в будущем году. А через Петербургский нефтяной терминал уже в этом году будет экспортировано около 5 млн т нефтепродуктов.
Строительство терминала минеральных удобрений в Петербурге гармонично вписывается в новый подход Минтранса к развитию портовых мощностей. Он заключается в том, что вкладывать средства в строительство морских терминалов должны сами отправители, заинтересованные в экспорте или импорте грузов водным путем. Причем экспортеры должны построить даже объекты общепортовой инфраструктуры, не подлежащие приватизации, а затем передать их государству. «Уралкалий» как раз и заинтересован в экспорте сырья. В Усть-Луге реализуется тот же принцип -- угольный терминал финансирует главным образом кузбасское ОАО «Шахта «Соколовская» и идут интенсивные переговоры с экспортерами сырья о строительстве там терминала минеральных удобрений, который будет конкурировать с петербургским.
В то же время строительство калийного терминала в Петербурге плохо вписывается в другую концепцию Минтранса: глава этого министерства Сергей Франк заявил на недавно прошедшей международной транспортной конференции, что петербургский порт должен прекратить увеличивать грузооборот и перейти на экологически чистые грузы -- контейнеры и рефрижераторы, терминалы для которых надо строить в первую очередь. А насыпные и наливные грузы, которые могут отравить воду или воздух огромного города, надо перемещать в Усть-Лугу. Однако руководство «Морского порта Санкт-Петербург» не собирается отдавать грузооборот конкуренту, к тому же расположенному в другом субъекте федерации. И пока в Питере вовсю строятся нефтяные и калийные терминалы, а удобрения и нефтепродукты экологически чистыми не назовешь.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург