|
|
N°39, 07 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство и поглощение
Правительство Германии не вмешивается в бизнес E.ON
Вчера федеральное правительство Германии в Берлине озвучило свою позицию в отношении планов крупнейшего немецкого энергетического концерна E.ON по приобретению испанской энергокомпании Endesa. Судя по характеру сделанных заявлений, правительство Ангелы Меркель намерено продемонстрировать, что не в его стиле вмешиваться в сделку по поглощению одного гиганта экономики другим. «О принятии каких-либо шагов федерального правительства в настоящий момент нет речи», -- сухо ответил вчера заместитель пресс-секретаря правительства Томас Штег на вопрос журналиста относительно возможных ответных мер Берлина, если официальный Мадрид будет препятствовать сделке. Г-н Штег сослался при этом на Брюссель. Как известно, первые комментарии Еврокомиссии прозвучали не слишком одобрительно по отношению к нынешней позиции испанских властей, стремящихся не допустить перехода Endesa в собственность немецкого E.ON.
С одной стороны, представитель правительства ФРГ выразил полное понимание того, почему в Испании вокруг планов поглощения Endesa ведутся такие жаркие дискуссии. «По воле испанского правительства, руководимого социалистами, Endesa должна остаться в испанских руках», -- отметил Томас Штег. С другой же стороны, никакого повода для вмешательства в данный процесс высших немецких политиков г-н Штег не усматривает: «Планы E.ON -- это не то дело, где требуется оказание влияния федерального правительства. Речь в данном случае идет о предпринимательских решениях, и мы хотим понаблюдать, как будет складываться ситуация рынка».
Как стало известно, правительство Испании пыталось не допустить совершения этой сделки с помощью «золотой акции». До июня 2007 года испанское правительство вправе наложить вето на враждебное поглощение Endesa, еще в недавнем прошлом государственного концерна. Вчера из правительственных кругов в Берлине было сообщено о том, что испанские власти пытались найти управу на E.ON у правительства Германии.
Правительство Германии напрочь отвергает такой подход к «чисто предпринимательской проблеме». В минувшую пятницу статс-секретарь федерального министерства экономики Георг Вильгельм Адамович направил в связи с этим письмо в испанское министерство промышленности и экономики, в котором разъяснил испанским социалистам, что «правительство Германии не располагает никакими акционерно-правовыми или сравнимыми с этим возможностями для вмешательства в предпринимательские решения E.ON». Видимо, управу на E.ON испанские власти сочли возможным искать в берлинском минэкономики по той причине, что именно оттуда в 2002 году было дано исключительное по своему содержанию «министерское разрешение» на слияние E.ON и Ruhrgas. В том документе говорилось, в частности, что в случае приобретения E.ON третьей стороной министерство экономики имеет «право обязать E.ON продать одному из третьих юридических лиц акции Ruhrgas». Именно на этой почве возникла нынешняя, как ее назвал Адамович, «путаница» у испанских властей. Ведь такое давление на E.ON государство было бы вправе оказать лишь в том случае, если бы возникли «справедливые подозрения» на то, что действия покупателя в состоянии нанести ущерб интересам Германии в деле снабжения ее природным газом.
Юрий ШПАКОВ, Берлин