|
|
N°40, 10 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Когда судьба по следу шла за нами
На экранах страны появился «Бумер. Фильм второй»
Уже практически все критики и сочувствующие согласились, что второй «Бумер» получился не таким удачным, как первый. И сам Петр Буслов признался: знай он заранее все, что ему придется перетерпеть с сиквелом, ни за что бы не согласился его снимать.
Первый "Бумер" был результатом неожиданного прорыва молодого режиссера Петра Буслова, от которого никто ничего не ждал. Показ этого еще никому не известного произведения состоялся на кинорынке в Сочи во время "Кинотавра", и те, кто его видел, удивлялись: такой хороший фильм и не в конкурсе фестиваля. Но "Бумеру" была уготована судьба куда более завидная, чем фестивальные призы. Он стал последним российским культовым фильмом ХХ века. И закрыл тему.
Первый «Бумер» родился спонтанно, второй -- изготовлен искусственно.
Продюсеры несколько раз откладывали премьеру, потому что режиссер все доводил и доводил фильм до нужного ему качества. Переживал кризис, переписывал сценарий, доснимал, переозвучивал, менял финал... Чутьем Петр Буслов понимал, что новый фильм не может быть простым продолжением старого, что тема закрыта, что вывести на дорогу новых романтиков ножа и топора невозможно. С другой стороны, радикализма на то, чтобы пригласить в сценаристы Оксану Робски и показать, как Димон Ошпаренный корячится со своим бизнесом на Рублевке и возит в одомашненном «бумере» жену и деток в фитнес-клуб, ни у продюсера Сергея Члиянца, ни у самого Буслова не хватило.
Пришлось сочинять новую историю, непохожую на прежнюю, но с сохранением обязательных элементов: воспоминаний о прошлом, черного «бумера» и кого-то из героев. Воскресив убитого в первом Бумере Кота -- самого положительного из четверки друзей-бандитов, -- Буслов заложил основы жанра будущего фильма. Герой Владимира Вдовиченкова и в первом фильме почти невольно разделил злоключения товарищей -- он, как мы помним, собирался "завязать", жениться и уехать в Париж. Из всех четверых он был наименее виноват и наиболее невезуч.
Судьба преследует его и во втором фильме. Более того, рок обрушивает на от природы совестливого, а после смерти друзей и вовсе сделавшегося моралистом героя все новые испытания, пока не доводит его до последней черты. Судьба в лице Ошпаренного заводит колесо Фортуны: угрызения совести заставляют этого в первом фильме сбежавшего с места преступления, а ныне преуспевшего подельника подкупить начальство исправительного учреждения, где отбывает наказание Кот. Кот выходит на волю с чужим паспортом и с идущим по следу убийцей. Первой опасности удается избежать, предназначенные Коту пули достаются Ошпаренному, бессмысленно обрывая его так удачно сложившуюся жизнь.
Не знаю, что за историю хотел рассказать Петр Буслов, но вот что у него получилось. Мир, в котором оказывается столь дорогой ценой получивший свободу герой, прямо-таки сочится несовершенством. Даже подростки, случайно встретившиеся Коту в провинциальном городке, буквально источают опасность и агрессию. Однако сразу догадаться, что перед нами не бытовая история, а притча, условное пространство которой только напоминает реальные города и долы, а на самом деле является метафорой равнодушного к человеческой жизни, хотя и поэтически красивого внешнего мира, невозможно. Даже гротескная внешность начальничков на зоне, даже условные зэки, даже подозрительное нагромождение случайностей в сюжете -- не сразу вызывают подозрения. Все время долго длящейся экспозиции кажется, что просто начало несколько затянулось, что сценарий не слишком удачно построен, что персонажи слегка пережимают. И даже появление героини, семнадцатилетней девушки Даши, красотки с повадками неуравновешенного подростка, не настораживает. Героиня как героиня, ну груба -- это от раннего сиротства, ну слишком любит деньги -- это от беззащитности, зато еще и очень любит своего несчастного брата, мечтает вместе с ним о рае на земле, который мерещится ей где-то в районе Гоа. И только к концу фильма становится понятно, что она-то и есть главная ловушка для героя. Настоящий бесенок (то есть мелкий бес), Даша, при всей ее нежности и девичьей беззащитности абсолютно безжалостна. Для нее нет моральных запретов. Она готова на любые поступки, она подставляет и предает, она ревнует, она эгоистична, бездумна, инфантильна и холодна. Светлана Устинова, сыгравшая Дашу, при явном сходстве с Оксаной Акиньшиной лишена ее обаяния и непосредственности. Она послушный инструмент в руках режиссера, но суховата и однолинейна, однако именно эти качества делают ее героиню подходящим орудием в руках Судьбы, которая играет героем безо всяких правил, скалится кроваво и подкидывает случайности и совпадения. Вот застрял он, верный рыцарь печального образа, в придорожной кафешке, туда случайно зашли менты, случайно Кот услышал из их раций известие о судьбе Даши, случайно услышал из других раций ложную информацию... А Даша так же случайно нашла на пароме лодку, и снова вышла сухой из воды... И только голубой зверек-неваляшка не случайно оказался у тела героя -- ему по закону жанра с самого момента покупки была уготована эта участь.
Очень хорошо играет Владимир Вдовиченков. Иногда его герой, с усталым непониманием в глазах, ощущающий бесполезность усилий, но не оставляющий стараний, кажется фигурой по-настоящему трагической. Он пройдет свой путь до конца, не жалуясь, в экзистенциональном одиночестве, обмороченный сочувствием к миловидной и нежной крошке, отдавшейся под его защиту...
Хотел ли Петр Буслов пересказать на свой лад миф об Орфее и Эвридике, пересекающих странный мир, отделяющий царство мертвых от царства живых, -- не уверена. Возможно, он просто пытался найти новые средства для уже пережитого однажды сюжета или реабилитировать себя и своих героев, обвешанных после первого фильма ярлыками по самое не балуйся. Но уж естественным, органичным и узнаваемым это шифрованное послание никак не назовешь.
Музыку к фильму снова написал Сергей Шнуров. Причем не столько к этому, сколько снова к первому «Бумеру». В его песнях настроение первой картины, ее сильная энергетика чувствуется куда сильнее, чем в кадрах воспоминаний Кота, где все друзья еще живы и весело обливают друг друга водой. Именно саундтрек по-настоящему связывает эти две картины, напоминая о прежнем времени, которого больше нет. «Я свободен...»
Свободы нет, но есть покой -- и тот, быть может, нам только снится. Но сквозь ковыль несется колесница, то есть черный «бумер» Х5, внедорожник -- видимо, чтобы легче преодолевать сюжетные ухабы и ямы.
Алена СОЛНЦЕВА