Время новостей
     N°39, 07 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2006
Полет миллиардов
Гендиректором Объединенной авиастроительной корпорации стал глава «МиГа» Алексей Федоров
Премьер Михаил Фрадков выполнил февральское поручение Владимира Путина (см. «Время новостей» от 22 февраля) и нашел кандидата в руководители создающейся Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Выбор пал на гендиректора «МиГа» Алексея Федорова. Ему предстоит руководить структурой, на три четверти принадлежащей государству и в которую правительство собирается вложить до 2015 года 20 млрд долларов.

«На наш взгляд, это (назначение. -- Ред.) было бы оправданно и с точки зрения того опыта, которым он обладает, -- обосновал свою позицию г-н Фрадков на традиционном совещании президента с ключевыми членами правительства. -- То, что он сейчас руководит «МиГом», который будет втягиваться в эту авиастроительную корпорацию, причем акционируясь, и учитывая нагрузку «МиГа» в этой будущей корпорации и просто личные данные руководителя «МиГа», он вполне мог бы возглавить эту Объединенную авиастроительную корпорацию в перспективе». «Хорошо», -- ответил Владимир Путин. «Нам кажется, назначение сейчас, обозначение кандидатуры руководителя значительно ускорит решение организационных вопросов, которые должны быть решены сегодня», -- подвел итог премьер.

Выбор в качестве руководителя ОАК профессионала-авиаконструктора, судя по всему, означает, что государство решилось на кардинальное изменение существующей системы авиапрома. Конкурентом г-на Федорова в среде экспертов считался глава Авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян. Восемь лет назад он вместе с г-ном Федоровым довольно громко претендовал на пост руководителя компании, тогда еще называвшейся АВПК «Сухой», и в итоге вышел победителем. Так что теперь, говорят эксперты, нельзя исключать, что авиаконструкторы не сработаются. Получить комментарии в «Сухом» вчера не удалось.

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко доложил о том, что планируется сделать после подписания президентского указа о создании ОАК. «В целом работа по авиационной промышленности по ОАК предполагает, -- сообщил министр, -- что до 15-го года объем инвестиций всех источников в эту сферу, в эту корпорацию составит порядка 20 млрд долл. При этом мы рассчитываем, что за десятилетний период (это задача, которая поставлена перед корпорацией) объем бизнеса должен увеличиться в три раза: с 2--2,5 млрд долл. сегодня до 7--8 млрд долл. в 2015 году. При этом задача состоит в том, чтобы выйти на международные рынки, на глобальные рынки по целому ряду новых или основных для нас направлений. Предполагается увеличение в семь раз гражданского сектора авиастроения. Предполагается, что в сфере гражданского и транспортного авиастроения на глобальном рынке в наших сегментах мы должны выйти на 15--20-процентный уровень. В целом набор документов, который подготовлен, дает основание полагать, что кризисный период в авиапроме может быть преодолен. Нам понятно, как это делать, нам понятно, за счет чего это делать -- и по организационной, и по финансовой части».

Организационной части, кстати, Владимир Путин вчера посвятил больше всего внимания. Во-первых, он потребовал, чтобы у г-на Христенко был заместитель в правительственной комиссии по интеграции авиастроительного комплекса. Г-н Фрадков тут же предложил, чтобы г-н Федоров совмещал должности главы ОАК и зампреда комиссии.

А во-вторых, президент сообщил, что Совет безопасности в целом и вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова в частности весьма беспокоит вопрос о том, что у новой корпорации в период становления «могут якобы быть изъяты права на ведение внешнеэкономической деятельности, до образования этой корпорации они уже могут лишиться каких-то инструментов текущей работы». Г-н Иванов в свою очередь пояснил: «Чтобы старые лицензии, старые контракты не могли быть подвергнуты ревизии из-за этого и срываться тем самым». Как известно, «МиГ» и «Сухой» имеют множество прямых контрактов (не через «Рособоронэкспорт) на десятки миллионов долларов на поставки запчастей для самолетов, проданных за границу. Если в какой-то момент эти предприятия уже не будут иметь права на экспортную деятельность, а ОАК это право еще не получит, то контракты могут быть расторгнуты. Виктор Христенко уверял, что в его министерстве этот вопрос проработан: «В данном случае речь идет о том, что до передачи владения пакетами акций этих предприятий (которые войдут в ОАК. -- Ред.) риск такой на сегодняшний день не существует, он закрыт. Но к моменту передачи такой риск существует. Поэтому в соответствии с одним из положений указа мы уже подготовили изменение в законодательство, которое позволяло бы снять полностью такой риск».

В целом же, как утверждает министр промышленности и энергетики, создание ОАК завершится в 2007 году. Затем корпорация начнет работу в соответствии со Стратегией развития авиационной промышленности до 2015 года -- ее, по утверждению г-на Христенко, полностью согласовали все министерства, и она внесена в правительство. «В соответствии с этой обновленной стратегией уточнены федеральные целевые программы по развитию гражданской авиации, по развитию национальной технологической базы, -- сообщил министр президенту. -- Кроме того, подготовлен пакет нормативных документов -- как правительственного уровня по реализации указа, так и проект изменений в законодательство Российской Федерации по сфере, затрагивающей деятельность авиационной промышленности. При этом, несмотря на столь масштабные организационные изменения, которые предстоит осуществить в ближайшие годы, все приоритетные проекты выведены на специальный график работ, на специальный график контроля, в том числе и такие проекты, как создание российского регионального самолета, боевого самолета пятого поколения, имеют на сегодняшний день совершенно четкую привязку не только к организационным действиям всех участников, но и обеспечены со стороны государства в трехлетнем финансовом плане необходимыми инвестициями».

========================================================

На первом этапе в уставный капитал ОАК должны быть внесены 100% акций АХК "Сухой", 86% акций ОАО "Ильюшин", 65,8% акций ОАО "Туполев", 38% акций Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% акций Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Гагарина, 25,5% акций Новосибирского авиационного производственного объединения им. Чкалова, 15% акций Внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", 58% ценных бумаг Финансовой лизинговой компании и 38% акций "Ильюшин финанс ко". На втором этапе в ОАК предполагается передать по 100% акций РСК "МиГ" и Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова.

Иван ГОРДЕЕВ