|
|
N°39, 07 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За безопасность движения
В Лос-Анджелесе вручены премии Американской киноакадемии
Можно себе представить, сколько журналистских набросков было выброшено в ведро в процессе нынешней оскаровской церемонии, и сколько заголовков, в которых так или иначе обыгрывается тема душистых прерий и однополой любви были в срочном порядке видоизменены. Вопреки большинству прогнозов фильм Энга Ли «Горбатая гора» не был признан лучшим американским фильмом прошлого года. Хотя и без призов «Гора» -- эпическая мелодрама о двух ковбоях, которые влюбились друг в друга в середине 60-х годов на пастбище в Вайоминге и пронесли свое чувство сквозь годы; один из самых признанных фильмов 2005 года, получивший не по одному «Золотому глобусу» и призу BAFTA; обладатель венецианского «Золотого льва» и многих десятков наград региональных кинокритических обществ -- понятное дело, не остался. Энг Ли получил «Оскар» как лучший режиссер, кроме того, была отмечена сценарная адаптация рассказа Эдны Анны Прулкс, выполненная Лэрри Макмартри и Дианой Осанной, а также музыка Густаво Сантолаллы.
Истинным же победителем на нынешней церемонии стал фильм Пола Хэггиса «Столкновение», многофигурная социальная драма, в которой на улицах Лос-Анджелеса в символических и поучительных ситуациях сталкиваются американцы разных рас и социального положения. В прошлом году Хэггис имел шанс выйти на сцену кинотеатра «Кодак» как сценарист победившей «Малышки на миллион» Клинта Иствуда, но тогда номинация так номинацией и осталась. Теперь же авторов «Столкновения» вызывали за статуэтками трижды -- чтобы наградить за лучший монтаж (Хьюз Уинборн), лучший оригинальный сценарий (Пол Хэггис и Роберто Мореско, причем написано «Столкновение» было еще в 2001 году) и, наконец, как лучший художественный фильм. «Столкновение», вопреки традиции, появилось в американском прокате не осенью, как большинство фильмов-номинантов, но еще в мае, и к моменту церемонии уже успело даже выйти на DVD, но тем не менее академики о нем не забыли. Фильм Хэггиса на самом деле весьма неплох, крепко сбит и ярко сыгран, но вряд ли его можно назвать прорывом как по форме («Короткие отрезки» Роберта Олтмана, который в этом году получил почетный «Оскар» за вклад в киноискусство, вспоминаются при просмотре «Столкновения» неоднократно), так и по вроде бы проблемному, но в конце концов общепримиряющему содержанию (при всей выразительности иные ходы кажутся слишком уж лобовыми -- вроде ситуации, когда расистски настроенный полицейский, который совсем недавно своими издевательствами довел до истерики афроамериканку-яппи, самоотверженно спасает ее же из горящей машины). С другой стороны, именно эта малобюджетная картина, стоившая всего 6,5 млн долл., неожиданно собрала в американском прокате 55 млн. Занятно, пожалуй, и то, что «Столкновение» стало, кажется, первым и единственным фильмом, получившим «Оскар» в главной категории, где на экране хотя бы косвенно появляется Арнольд Шварценеггер -- его портрет в качестве губернатора Калифорнии висит на стене в кабинете начальника персонажа Райана Филиппа.
Впрочем, победой «Столкновения» неожиданности в этот вечер, пожалуй, ограничились. «Мемуары гейши» Роба Маршалла, как и ожидалось, получили три приза -- за операторскую работу (Дион Биби), работу художников (Джон Майр, Гретхен Рау) и художника по костюмам (Колин Этвуд). Никто не сомневался, что лучшим актером станет Филипп Сеймур Хоффман, сыгравший заглавную роль в «Капоте» Беннета Миллера, а лучшей актрисой окажется Риз Уизерспун, исполнившая роль не менее реальной, нежели Капоте, Джун Картер, жены звезды музыки кантри Джонни Кэша в его кинобиографии «Переступить черту» Джеймса Мэнголда, -- точно так и произошло. За роли второго плана отметили также не вызвавших ни вопросов, ни недоумения Джорджа Клуни («Сириана» Стивена Гэгэна) и Рейчел Уайц («Преданный садовник» Фернандо Мерейллеса). Лучшую песню, написанную Джорданом Хьюстоном, Седриком Колуманом и Полом Борегардом, академики расслышали в фильме Крейга Брюэра под труднопереводимым названием Hustle & Flow -- истории становления рэп-музыканта из Мемфиса (исполнивший здесь главную роль Терренс Ховард выдвигался также и на соискание актерского «Оскара», но заведомо проигрывал Хоффману). Лучшие гримеры -- Ховард Бергер и Тэми Лейн -- работали в прошлом году на «Хрониках Нарнии» Эндрю Адамсона. Совершенно без призов остались такие фильмы, как «Спокойной ночи и удачи» Джорджа Клуни и «Мюнхен» Стивена Спилберга.
Лучшим документальным фильмом оказался «Императорский марш» Люка Жаке, известный нашим зрителям под названием «Птицы-2: Путешествие на край света», эпическая история о ежегодной миграции колонии императорских пингвинов, лучшим полнометражным мультфильмом -- «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» Ника Парка и Стива Бокса (совсем недавно на церемонии награждения лауреатов BAFTA признанный лучшим британским фильмом прошлого года), а лучшим иноязычным фильмом -- южноафриканский «Тцотци» Гэвина Худа, завоевавший приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто жестокий криминальный романс о неделе из жизни юного уличного паренька из Йоханнесбурга.
Наконец, три приза по вроде бы второстепенным, «техническим номинациям» -- «Лучший звук» (Криствер Бойс, Майкл Семаник, Майкл Хеджис, Хаммонд Пик), «Лучший монтаж звуковых эффектов» (Майк Хопкинс, Этан ван дер Рин) и «Лучшие специальные эффекты» (Джо Леттери, Брайан Ван Хул, Кристиан Риверс и Ричард Тейлор) -- получил «Кинг-Конг» Питера Джексона. Не выдвинутый по основным категориям, хотя мало в чем уступающий лауреатам именно по художественным достоинствам, «Конг» как минимум доказал, что в области чистого зрелища ему в прошлом году не было равных. И можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, что по прошествии нескольких лет, когда придет время выбирать истинный кинематографический символ 2005 года, то им станут не столкнувшиеся на лос-анджелесском перекрестке автомобили, не идиллическая пара в сомбреро и не сыгранные китайскими актрисами японские гейши. А все та же самая большая горилла, нежно сжимающая в огромной ручище не то платиновую блондинку, не то позолоченного «Оскара».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ