|
|
N°39, 07 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По африканской линейке
Проведут новые границы немецкого федерализма
Вчера в Берлине на совместном заседании федерального правительства и премьер-министров федеральных земель Германии была предпринята очередная (хотя кое-кто называл ее последней) попытка реанимации реформы немецкого федерализма. «Мать всех реформ», как именуют это нелегкое начинание в ФРГ, с 2003 года слывет важнейшим государственным проектом. Достаточно сказать, что для его реализации потребуется принять около 40 конституционных поправок и обновить целую обойму законов.
10 марта проекты этих изменений намечено одновременно внести в обе палаты немецкого парламента -- бундестаг и бундесрат. Шансы «разгрести завалы в нашей конституции», как вчера образно выразился комментатор «Дойчландрадио», после смены власти в Германии существенно выросли. Реформаторские начинания прежнего канцлера Герхарда Шредера разбивались о неприступный бастион сопротивления бундесрата -- верхней палаты парламента, соответствующей российскому Совету Федерации. Там абсолютным большинством располагали оппозиционные христианские демократы. Столь весомый проект (и соответственно перспективу получения политических дивидендов) оппозиционеры из года в год предпочитали не отдавать правящим социал-демократам и «зеленым». Они всячески затягивали принятие важнейших решений, в последний раз попытку начать слушания по реформе потопили в споре о разделе компетенций центра и регионов в области образования.
С приходом к власти в Германии коалиционного правительства Ангелы Меркель реформы получили новый шанс. Новый старт преобразований федерализма может затронуть важнейшие сферы жизнедеятельности германского государства. Разграничение функций Берлина и федеральных земель коснется таких вопросов, как образование, охрана окружающей среды, условия работы госчиновников, внутренняя безопасность, участие бундесрата в принятии федеральных законов, законодательные компетенции, участие в Пакте стабильности евро, а также права бундесрата в решении вопросов, связанных с Европой.
В чем-то права бундесрата и федеральных земель будут ужаты. Предлагаемый пакет реформ сократит с нынешних 65 до 35--40% удельный вес принимаемых законов, на которые будет требоваться благословение верхней палаты парламента. Зато федеральные земли получат возможность поучаствовать в уплате многомиллиардных штрафных санкций Брюсселя за несоблюдение Пакта стабильности евро, хроническим нарушителем которого слывет ФРГ. При этом Берлин в большей степени сконцентрирует в своих руках вопросы внутренней безопасности -- в частности, в сфере противодействия терроризму. Решение этой межрегиональной задачи в Германии будет передано антикриминальному ведомству.
Перемены ждут и немецкую бюрократию. Проблемы чиновничьих карьер, установление уровня жалованья и иных материальных поощрений в будущем станет исключительно делом федеральных земель. Центр будет определять лишь «статусные права» госслужащих. Как считают эксперты, это первый шаг в направлении расшатывания закоснелого законодательства о госслужащих, что в итоге может привести к устранению профессионального чиновничества как общественного института.
Выходящая в Баварии межрегиональная ежедневная газета «Зюддойче цайтунг" сравнила характер нынешнего обсуждения реформы федерализма с берлинской конференцией по Конго в 1864--1865 годах. Тогда границы на карте Африки были проведены произвольно по линейке. «Возникает впечатление, -- пишет комментатор издания, -- что в великой немецкой реформе федерализма 2006 года повторяется то же самое безумие. Без смысла и понятия между федеральным центром и землями проводятся новые границы. У центра отбирают то, что должно принадлежать ему. А землям отдают то, что им не нужно".
Юрий ШПАКОВ, Берлин