|
|
N°39, 07 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иран остался без резолюции
МАГАТЭ не хочет конфликта с Тегераном
Итоги первого дня работы в Вене очередной сессии совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ) можно считать дипломатической победой Тегерана. Вопреки прогнозам о быстрой и неминуемой передаче иранского ядерного досье в Совбез ООН эта тема вчера даже не обсуждалась.
Гендиректор МАГАТЭ египтянин Мухаммад аль-Барадеи заявил, что его организация вообще не станет принимать на нынешней сессии никаких новых резолюций по Ирану. По его словам, необходимо создать условия для достижения «всеобъемлющего политического соглашения, в котором нашли бы отражение вопросы ядерной энергетики, обеспечения безопасности, развития политического и экономического сотрудничества». Более того, г-н Барадеи признал, что работавшие в Иране инспекторы МАГАТЭ «не нашли подтверждений переключения ядерного материала на создание атомного оружия и других взрывных устройств».
За обтекаемыми формулировками скрывается отчетливое нежелание многих членов СУ МАГАТЭ идти на конфликт с Тегераном. Ведь за передачей иранского ядерного досье в Совбез ООН может последовать введение против Ирана санкций.
Как стало известно «Времени новостей» из российских дипломатических источников, на минувшей неделе в ходе переговоров в Москве иранцы «пытались выторговать» у России разрешение продолжить свои исследования в ядерной области хотя бы в ограниченных масштабах. Однако Россия тогда на эту просьбу отреагировала жестко, объяснив, что решение по таким вопросам уполномочено принимать исключительно МАГАТЭ, но «если МАГАТЭ согласится удовлетворить просьбу Ирана, то тогда и Россия ее поддержит». Так что определенная база для достижения на нынешней сессии всеобъемлющего компромисса уже заложена.
Вместе с тем жесткая антииранская риторика США заставляет учитывать и конфронтационные варианты развития событий. Постоянный представитель США при ООН Джон Болтон заявил вчера: «Чем дольше мы выжидаем перед лицом исходящей от Ирана угрозы, тем труднее становится ее решать».
Иранская проблема, по данным «Времени новостей», станет основной темой обсуждения на переговорах главы МИД России Сергея Лаврова в США, где сегодня он встретится в Вашингтоне сначала с госсекретарем США Кондолизой Райс, а затем с президентом Джорджем Бушем. Сразу после этого глава МИД России отправится в Нью-Йорк. Там на переговорах с Генсеком ООН Кофи Аннаном он будет отстаивать позицию России, которая убеждена, что вводить против Ирана международные санкции не следует.
Вчера Сергей Лавров после переговоров в Оттаве со своим канадским коллегой Питером Маккеем заявил: «Нас всех может устроить такой вариант развития событий, который поможет МАГАТЭ ответить на все оставшиеся вопросы по ядерной программе Ирана и одновременно не создаст ситуации угрозы режиму нераспространения ядерного оружия». Министр сказал, что сейчас Иран должен принять «ряд мер» -- «возобновить мораторий» на исследования в ядерной области и «вернуться к соблюдению Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия» от 1997 года. Сергей Лавров добавил: «Российское предложение по созданию с Ираном совместного предприятия по обогащению урана остается на столе. Оно может удовлетворить все мыслимые потребности Ирана в развитии его мирной ядерной энергетики».
Каким же может стать компромисс по иранской проблеме? Он может быть найден на основе согласия Тегерана объявить двухлетний мораторий на промышленное обогащение урана взамен на продолжение исследований в ядерной области под контролем МАГАТЭ. Подобный вариант устроил бы Россию, предлагающую Ирану создать совместное предприятие по переработке урана на российской территории. Видимо, на это пошла бы и Европа, опасающаяся спровоцированного Ираном обвала мирового нефтяного рынка.
По имеющейся информации, Россия и гендиректор МАГАТЭ согласны признать за Ираном право самостоятельно обогащать уран «в небольших количествах» взамен на его отказ от промышленного обогащения в течение как минимум двух лет. Германия при определенных условиях также может поддержать данный вариант. Великобритания и Франция настроены более скептически.
Заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова в беседе с корреспондентом «Времени новостей» предположила, что «иранский вопрос все-таки окажется в Совбезе ООН». Этому способствуют, в частности, последние жесткие заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Он всячески подчеркивает, что его страна «не уступит под давлением», и требует, чтобы члены мирового сообщества "считались с требованиями иранской нации".
Что же касается последующего развития событий в Совбезе ООН, Нина Мамедова полагает, что Россия может наложить вето на резолюцию об антииранских санкциях. Хотя наша страна не покупает у Ирана нефть, она реализует с Тегераном целый ряд выгодных совместных проектов, в том числе в области ядерной энергетики. Однако другой российский специалист по проблемам американо-иранских отношений Ирина Федорова предположила в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что Россия в Совбезе ООН займет по Ирану нейтральную позицию и предпочтет воздержаться от голосования.
По мнению источника «Времени новостей» в иранских дипломатических кругах, существует высокая вероятность того, что ядерное досье Тегерана так и останется в рамках МАГАТЭ. Оговорившись, что «даже в верхах не знают, что будет происходить далее, да и вообще все происходящее напоминает игру в кости», наш собеседник отметил, что иранский вопрос для МАГАТЭ является «принципиальным». Уход ядерного досье Ирана в Совбез ООН будет означать, что «МАГАТЭ не справляется со своими обязанностями и принимает политические решения». Поэтому для агентства «удержать иранский вопрос у себя -- вопрос престижа».
Второй фактор, заставляющий многих членов СУ МАГАТЭ быть осторожнее, -- экономический. «Санкции бьют по карману Европы, России и Китая», -- отмечает наш иранский источник. Он полагает, что для Пекина иранский вопрос принципиально важен и в качестве средства противостояния великой державе -- Соединенным Штатам.
Есть и третья причина неожиданной уступчивости МАГАТЭ. По мнению исследователя Нины Мамедовой, Иран успешно использовал нынешние проблемы в регионе и противоречия между основными игроками глобальной политики. Резкая эскалация напряженности в Ираке, обострение ситуации в Афганистане и на афгано-пакистанской границе и даже противопоставивший Европу и исламский мир «карикатурный скандал» объективно выгодны Тегерану. В сложившейся ситуации европейцы не рискнут пойти на конфликт с Ираном, а одним американцам попросту не хватит на это сил, -- полагает эксперт.
Елена СУПОНИНА, Оттава--Вашингтон, Петр ИСКЕНДЕРОВ