Время новостей
     N°38, 06 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2006
Первое китайское предупреждение
Китайская компания Lenovo заявила о намерении стать основным поставщиком компьютеров для предприятий малого и среднего бизнеса в России. Причем Россия лишь часть общего плана, который предусматривает достижение китайцами аналогичной цели также и на мировом рынке.

Lenovo оценивает свою долю мирового рынка ПК в 8,1%. Объективно это означает, что финансовые ресурсы Lenovo несопоставимо больше, чем у всех российских поставщиков ПК вместе взятых. В этом и состоит основное конкурентное преимущество китайских сборщиков. Напомним, что Lenovo -- та самая компания, которая в конце 2004 года купила у IBM бизнес по производству персональных компьютеров с правом в течение пяти лет эксплуатировать торговый знак Thinkpad, под которым американцы (на китайских фабриках) выпускали дорогие и тем не менее весьма популярные ноутбуки.

С 1 апреля китайцы начнут поставки нескольких моделей относительно недорогих ноутбуков (стартовая цена 799 долл.) под торговым знаком Lenovo и нескольких моделей настольных машин в различных вариантах комплектации. Самые дешевые десктопы будут стоить 499 долл. Машины комплектуются специальным программным обеспечением для мгновенного восстановления операционной системы и данных в экстренных случаях, что позволило Lenovo ввести в дело эффектный рекламный слоган: Make history. Not backups («Делай историю, а не резервные копии»). Часть моделей комплектуется сканером отпечатка пальца, которым управляет специальный чип на материнской плате. Это дополнительно усиливает защиту данных и избавляет пользователя от необходимости помнить или записывать разнообразные пароли доступа. Компьютеры получают год бесплатной гарантии (что по нынешним временам немного), которую можно продлить за отдельную плату.

Российские производители компьютеров встретили сообщение о приходе претендующей на первенство иностранной компании спокойно. «Событие ожидаемое. Все знали, что китайцы когда-нибудь да придут, вот они и пришли. Предложенная Lenovo цена не является аргументом в конкурентной борьбе. Такие цены мы уже видели, рубежи «ноутбук за 800 долл.» и «настольная система за 500 долл.» рынок прошел. Если китайцы подкрепят свои претензии другими аргументами, то, конечно, возьмут свою долю рынка. Узнаваемость бренда, доступность, цена, качество, сервис -- вот из чего складывается сегодня успех продаж ПК. Чтобы эти слагаемые успеха реально обеспечить, китайцам потребуется время. Приход в Россию, сопровождаемый объявлением об амбициозных целях, есть не что иное, как маркетинговый ход. После покупки IBM прошло время, и Lenovo надо что-то делать. С ноутбуками того, что случилось недавно с солью, не произойдет, на этом рынке создать ажиотажный спрос труднее. Для реального успеха в России нужна своя местная производственная база -- как для сервиса, так и для выпуска компьютеров. Чтобы развернуть такую базу, потребуется время. Возможно, Lenovo проще будет купить кого-то из местных производителей», -- говорит вице-президент компании «Аквариус» (это один из крупнейших российских игроков на компьютерном рынке) Владимир Шибанов.

Гендиректор Lenovo в России Денис Решин определенно заявляет о том, что компания не планирует ни строить фабрики в России, ни заниматься прямыми продажами. Это значит, что канал поставки машин будет начинаться в Китае и тянуться в Россию через границу. Все возникающие в этом канале логистические и организационные проблемы -- это проблемы не Lenovo, а ее российских партнеров. Компании-дистрибьюторы, впрочем, в отношении техники Lenovo настроены оптимистично и надеются ее продавать. Г-н Решин утверждает, что в дополнение к восьми уже имеющимся партнерам в работе с Lenovo заинтересованы еще пять компаний.

То, чему в связи с приходом китайцев еще только предстоит произойти на российском рынке, уже происходило в Японии. После сделки Lenovo и IBM в декабре 2004 ведущая японская газета Asahi писала: «Если дешевые компьютеры китайского производства хлынут на японский рынок по уже отработанным фирмой IBM каналам продаж, японским компьютерным производителям, ведущим изнурительную борьбу с крупнейшими американскими компаниями Dell и Hewlett-Packard, придется удвоить усилия, чтобы выжить в новых конкурентных условиях». Пока у Toshiba и Matsushita выживать получается. Хотя есть некоторые симптомы, свидетельствующие о попытках японцев найти на рынке укромные ниши, до которых не дотянутся китайцы, например высокозащищенные от внешних механических, температурных и химических воздействий «промышленные» ноутбуки.

Для российских поставщиков ПК важным резервом могут стать государственные заказы. Ни в каком ином смысле отечественный производитель на помощь правительства не рассчитывает. На протекционистские меры, подобные тем, которые правительство предпринимает в отношении отечественной автомобильной промышленности, нашим компьютерщикам рассчитывать не приходится. Наоборот, предстоящее вступление России в ВТО только ужесточит конкуренцию с иностранцами.

Анна МАЙОРОВА