|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иран на атомных весах
У Тегерана больше нет пространства для маневра
Сегодня в Вене откроется судьбоносное заседание совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ) по иранской ядерной программе. Если его участники сочтут, что Тегеран втайне от мирового сообщества реализует программу военного атома, то МАГАТЭ передаст иранское ядерное досье в Совбез ООН. Учитывая все возрастающее раздражение Запада несговорчивостью Тегерана, этот шаг скорее всего увенчается введением против Ирана международных санкций. Впрочем, если СУ МАГАТЭ не найдет в действиях Тегерана ядерного криминала, он просто даст указание своим инспекторам работать в стране в обычном порядке.
По мере приближения заседания СУ МАГАТЭ вероятность неблагоприятного для Ирана сценария развития событий возрастала день ото дня. Проходившие в среду и четверг консультации иранской делегации во главе с секретарем высшего совета национальной безопасности Али Лариджани в Москве результатов не дали. Пятничная рабочая встреча Али Лариджани с представителями «евротройки» (Великобритания, Германия и Франция) в Вене также не привела к договоренностям. По имеющейся информации, иранцы соглашались ввести лишь двухлетний мораторий на обогащение урана, а европейцы настаивали на сроке в десять лет.
Однако и вчера официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи намекал на возможность урегулировать имеющиеся разногласия «в течение ближайших часов». Он сетовал, что европейцы продолжают сомневаться в мирном характере иранского атома несмотря на то, что в стране по-прежнему работают международные инспекторы и «ни в одном отчете МАГАТЭ по Ирану не содержатся утверждения о том, что Иран отклоняется от мирной ядерной программы». Г-н Асефи посетовал, что американцы отказывают Ирану, подписавшему Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), даже в праве вести исследования в ядерной области. При этом США заключили в четверг соглашение с Индией о поставках новейших атомных технологий и ядерного топлива, хотя индийская сторона ДНЯО не подписывала.
На сегодняшнем заседании СУ МАГАТЭ судьба ядерного досье Ирана уже не будет зависеть от красноречия и искушенности иранских дипломатов. Главным аргументом станут выводы гендиректора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи. Уже известные фрагменты его доклада не сулят Тегерану ничего хорошего. В нем подчеркивается, что международным инспекторам за три года работы в Иране так и не удалось доказать исключительно мирный характер его ядерной программы. Более того, перечислены факты активной подготовки страны к самостоятельному обогащению урана, против чего выступает МАГАТЭ.
Отсутствие доказательств -- не самое веское основание для обвинения. Однако вряд ли участники сегодняшнего заседания будут исходить из принципа презумпции невиновности. Решающее значение обретет способность государств, заинтересованных в политическом решении проблемы, убедить своих оппонентов отказаться от тактики силового давления на Иран. Последние месяцы это с трудом, но удавалось. Как сообщил «Времени новостей» иранский дипломатический источник, в Тегеране и сейчас допускают сохранение в отношении иранской ядерной программы «определенных ограничений, в том числе и под надзором МАГАТЭ».
Однако возможности для маневра практически исчерпаны. Иран так и не смог полностью принять предложение Москвы о создании совместного предприятия по переработке урана на российской территории. Тегеран так и не нашел общий язык с «евротройкой». Вчерашние угрозы Али Лариджани в случае передачи иранского досье в Совбез ООН «возобновить полномасштабное обогащение урана», выйти из МАГАТЭ и даже использовать для давления на мировое сообщество сокращение нефтяных поставок вряд ли помогут Ирану добиться взаимопонимания с мировым сообществом. США уже заявили, что потребуют в Совбезе ООН ввести жесткие антииранские меры, если Тегеран в течение максимум 60 дней не прекратит все работы с ураном.
Петр ИСКЕНДЕРОВ