|
|
N°176, 26 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита старых вольностей
Башкирский президент Муртаза Рахимов категорически против отмены федеративных договоров -- главной, по мнению Кремля, помехи в установлении единого правового пространства в России.
Минувшим летом президент создал специальную комиссию, которая за год должна распутать гордиев узел взаимоотношений всех уровней власти (муниципального, регионального и федерального). Следующим летом проект очередной реформы ляжет на стол Владимира Путина. Начать же свою работу комиссия, которую возглавил замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, решила с инвентаризации 42 заключенных в 1994--1995 гг. договоров. Их приведение в соответствие с федеральным законодательством -- приоритетная задача комиссии. «А то законы у нас действуют только там, где нет договоров», -- говорил вскоре после своего назначения г-н Козак. По его словам, среди субъектов федерации есть и такие, что готовы без лишних разговоров добровольно расторгнуть заключенные с ними договоры. Абсолютное большинство этих документов либо только частично отражает специфику конкретного региона, либо вообще носит ни к чему не обязывающий, так называемый трафаретный характер. И лишь договоры с Башкирией и Татарией выделены в отдельную группу. Вот и г-н Рахимов, комментируя вчера Интерфаксу работу комиссии, заявил: «Российско-башкирский договор о разграничении полномочий носит содержательный характер и полностью отражает не только специфику республики, но и учитывает историю и перспективы развития федеративных отношений между конкретным субъектом федерации и центром, а потому корректировке не подлежит вообще». По его мнению, отменить в одностороннем порядке или аннулировать такой договор в судебном порядке нельзя. «Вместо того, чтобы решать экономические проблемы, ряд политиков с утра до вечера занимается изыскательскими работами на тему «соответствует -- не соответствует» одна запятая другой, один закон другому, -- недоумевает г-н Рахимов. -- Это лишь отвлекает внимание от действительно насущных проблем». «Мы действовали и будем действовать только в соответствии с Конституцией и намерены в случае необходимости отстаивать свою правоту в суде», -- пообещал он.
Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» информированный представитель президентской администрации, главный недостаток федеративных договоров в том, что они в той или иной мере посягают на закрепленные в 71-й статье Конституции исключительные полномочия федерального центра. А козырем в руках президентской администрации в случае судебного разбирательства послужит, по словам источника, определение Конституционного суда, согласно которому противоречащий Конституции договор считается недействительным. Так что угрозы г-на Рахимова чиновникам не страшны. Они вообще убеждены, что тот растрачивается попусту, давая такие комментарии. Не далее как на прошлой неделе Верховный суд России признал часть положений недавно принятой башкирской конституции несоответствующими федеральному законодательству. Такая же история произошла с конституцией Татарии, чей президент Минтимер Шаймиев пока никак своего отношения к обозначенной центром необходимости отказаться от данных договором привилегий не выказал. Ему и незачем это делать: все, что у г-на Шаймиева на уме, у г-на Рахимова на языке.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА, Светлана МИХАЙЛОВА