|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Маленькая техническая победа»
Михаил Ходорковский реформировал правила содержания в российских колониях
Осужденный на восемь лет лишения свободы и отбывающий наказание в Читинской области экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский теперь сможет посвящать больше времени общению со своими адвокатами. Одновременно эту же привилегию получат и все остальные заключенные в нашей стране. И произойдет это благодаря вчерашнему решению Верховного суда. Он признал несоответствующей законодательству часть Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которой осужденным разрешается общаться со своими адвокатами не более четырех часов в нерабочее время.
Чтобы добраться из Москвы до города Краснокаменска, где в колонии общего режима ИК-10 содержится опальный олигарх Михаил Ходорковский, его адвокатам приходится преодолевать 6,5 тыс. км. На дорогу уходит 29 часов -- сначала на самолете, потом на поезде, временная разница с Москвой -- плюс шесть часов. А ездить адвокатам приходится часто, ведь впереди еще очень много работы -- в Мосгорсуде предстоит рассмотрение надзорной жалобы на приговор, вынесенный экс-главе ЮКОСа и его партнеру по бизнесу, главе МФО «Менатеп» Платону Лебедеву в мае прошлого года Мещанский райсудом столицы и утвержденный впоследствии Мосгорсудом; в самое ближайшее время должна быть подана и жалоба в Европейский суд по правам человека (с момента вступления приговора в силу максимальный срок подачи -- шесть месяцев). Кроме того, адвокаты продолжают добиваться в московских судах признания незаконности этапирования их подзащитного в Читинскую область, настаивая на том, что он должен отбывать наказание в ближайшем регионе от места проживание (т.е. Москвы). Пришлось побороться и в местном суде города Краснокаменска, обжалуя решения администрации колонии о наложении на VIP-заключенного наказаний и помещение его в ШИЗО.
Адвокаты не раз жаловались, что после изнурительной поездки из Москвы в Краснокаменск им приходится часами ожидать свидания с их подзащитным, часто претерпевая унизительные обыски. А согласно п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений заключенному предоставляется на свидание с его адвокатами не более четырех часов в день. Михаил Ходорковский, который в настоящее время «трудоустроен» и работает на швейной фабрике, счел такие правила неприемлемыми, ибо, по его мнению, они нарушают его «право на получение квалифицированной юридической помощи, на пересмотр приговора вышестоящим судом, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, а также право на отдых». Обо всем этом заявил вчера адвокат Юрий Шмидт в Верховном суде на заседании по рассмотрению жалобы Ходорковского на данный пункт правил. «Мы преодолеваем расстояние от Москвы до Читы не для того, чтобы порадовать своим присутствием Ходорковского, но чтобы работать. Работы очень много», -- сказал г-н Шмидт, отметив, что на свидание у защитников остается всего два вечера -- вторник и среда, а потом нужно уезжать, чтобы успеть на самолет.
Ответчики -- представители Минюста и Генпрокуратуры -- настаивали на отказе в удовлетворении жалобы Ходорковского. «Основание, что во время работы должны предоставляться свидания осужденным с адвокатами, не может служить поводом для отмены данной нормы», -- заявил представитель Минюста. «В Конституции указано, что человек имеет право на защиту, но это не значит, что осужденный может сам явиться в юридическую консультацию или выбрать любое помещение для встречи, -- сказал представитель Генпрокуратуры. -- Но при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и права других осужденных». Если свидания с адвокатами расценивать как работу, то, как полагают в Генпрокуратуре, тогда «любую деятельность в нерабочее время нужно запретить, так как она также будет удлинять рабочий день». Не являются основательными, как считает представитель Генпрокуратуры, и «доводы о преодоленном адвокатами расстоянии». Судья Владимир Зайцев тогда поинтересовался: «А если заключенный отказывается от работы, и его помещают в ШИЗО, то тогда ему можно видеться с адвокатами?» Ему ответили утвердительно. «Значит, нужно попасть в ШИЗО, чтобы можно было беспрепятственно получать свидание с адвокатами в любое время?» -- спросил судья, но внятного ответа не получил и после непродолжительного раздумья вынес решение в пользу г-на Ходорковского, признав обжалуемый пункт Правил несоответствующим законодательству и неподлежащим применению. «Это маленькая техническая победа. Теперь нам легче будет работать», -- сказал г-н Шмидт журналистам после вынесения решения.
Представители Минюста и Генпрокуратуры заявлять об обжаловании этого решения не торопились, сославшись на то, что прежде им нужно получить на руки письменно решение и внимательно его изучить.
Екатерина БУТОРИНА