|
|
N°176, 26 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сколько стоит раскачать армию
Председатель думского комитета по обороне Андрей Николаев не слишком доволен военными аспектами проекта бюджета-2002. Свои доводы г-н НИКОЛАЕВ привел обозревателю газеты «Время новостей» Юрию ГОЛОТЮКУ.
По разделу «Национальная оборона» в бюджете выделено 281,97 млрд руб. В абсолютных цифрах увеличение по сравнению с 2001 годом более чем на 30%. Но все это увеличение следует отнести на инфляцию: 18--20% за текущий год (при плановом размере 12%) и прогнозируемые в 2002 г. 11--13%. То есть по сути предлагается финансирование оборонки в тех же объемах, что и в 2001 г. А в процентном отношении финансирование раздела «Национальная оборона» постоянно снижается. В 2000 г. это было 2,91% от внутреннего валового продукта, в 2001-м -- 2,77%, в плане на будущий год -- 2,66%. В целом мы идем значительно ниже того, что должно быть выделено на оборону.
Впрочем, в бюджете, с которым все-таки можно согласиться, есть и положительные моменты. Это увеличение расходов на закупки вооружения и военной техники. Это решение вопросов, связанных с преобразованиями в ВС. Да, мы не можем согласиться с термином «военная реформа», так как по сути речь идет лишь о простом сокращении вооруженных сил. Однако под это сокращение в 2001 г. выделяется достаточное количество средств. Есть и другие положительные моменты.
Тем не менее наш комитет -- и это, подчеркну, единое мнение -- считает, что раздел «Национальная оборона» имеет существенные недостатки. Прежде всего это неполное финансирование задач, определенных действующими законами.
Под прикрытием проведения так называемой реформы денежного содержания военнослужащих правительство, свалив все в одну кучу, пытается недофинансировать эту статью расходов. Даже с учетом предполагаемого «ускоренного сокращения численности военнослужащих» дефицит запланированных в проекте бюджета средств на выплату денежного довольствия составляет не менее 2 млрд рублей. А если в соответствии с обнародованными обещаниями в декабре будет повышено денежное содержание военнослужащих, то эта цифра значительно увеличится.
Существует недофинансирование и в пенсионном обеспечении отставников -- прежде всего из-за стремления исключить из общей пенсии стоимость продпайка. Утверждают, что сумма невелика. А вы спросите у пенсионера: значимы ли для него 500--600 рублей или нет?
Непонятна позиция правительства по снижению надтарифных надбавок и доплат к заработной плате до 10%. По предварительным подсчетам, если в целом по стране увеличение зарплаты бюджетникам составит 80--100%, то в Минобороны -- только 25--54%. Для сохранения всем бюджетникам примерно равного долевого роста по выплате заработной платы для МО необходимо дополнительно порядка 7 млрд рублей.
Непонятно также, почему в проекте бюджета запланирована двадцатирублевая денежная компенсация за суточный продпаек стоимостью в 46 рублей. Убежден, что вслед за этим решением последуют массовые обращения в суды, которые скорее всего примут сторону обращающихся. И деньги по решению судов будут сниматься с текущего продовольственного обеспечения. То есть за счет стоящих в строю будут решать проблемы тех, кто уволился.
Это финансовая сторона дела. А вот юридическая.
Пункт 2 статьи закона «О статусе военнослужащих» гласит, что изменения в этот закон вносятся только путем прямого внесения. Соответственно, никаким законом о бюджете действия любых статей закона «О статусе военнослужащих» отменены быть не могут. Более того, в соответствии с Конституцией (ст.55) запрещено принятие законов, ухудшающих положение граждан. У пенсионеров хотят вычесть из пенсии стоимость продпайка. Ухудшает это их положение? Да. Значит, мы нарушаем Конституцию.
Проведенный анализ показывает недостаточность расходов на другие повседневные нужды: оплату командировочных, коммунальных услуг. Первые, например, по приказу Минфина с начала января будут увеличены вдвое. Проект бюджета, составленный в том же Минфине, подобного увеличения не предусматривает.
И, наконец, о льготах. В Госдуме сейчас находится внесенный президентом законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот». Первая часть законопроекта, касающаяся приведения денежного содержания военнослужащих к уровню госслужащих, практически состоит из думского закона, на который президент наложил вето. Вторая часть законопроекта, завуалировано названная «реформированием денежного содержания и предоставления отдельных льгот», на самом деле предусматривает практически полную их отмену. Комитет по обороне выступает против подобного решения.
Право на льготы не может быть отменено по той же 55-й статье Конституции. Утверждают, что подобные льготы для государства непосильны. На первое полугодие 2001 г. в проекте бюджета на эти расходы Минобороны выделено 2 млрд рублей. Следовательно, цена вопроса -- 4 млрд рублей на год. Неужели эти деньги спасут весь бюджет? И стоят ли они того, чтобы окончательно раскачать армию?
Беседовал Юрий ГОЛОТЮК