|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
БАБа -- с возу
На моих глазах из политического беженца (таков его официальный статус в Великобритании) Бориса Абрамовича Березовского (он же БАБ) Генпрокуратура России делает революционера-заговорщика, не то Владимира Ленина, готовившего Октябрьский переворот (действия, направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ, ст.278 УК РФ) из разных европейских стран, не то Александра Герцена, тоже проживавшего в Лондоне и тоже издававшего оппозиционную газету «Колокол». Иными словами, меня хотят убедить, что Борис Березовский представляет реальную угрозу ныне действующей российской власти -- иначе зачем возбуждать против него уголовное дело по вышеупомянутой почти расстрельной -- 20 лет тюрьмы -- статье?
Да, было интервью БАБа одному западному агентству, где наш герой залихватски говорил, что «давно предпринимает определенные действия» в «направлении силового перехвата власти», поскольку считает существующий в России режим нелегитимным. Я понимаю, что ни одной власти ни одного государства такие слова не нравятся. Они и мне не нравятся. Но все-таки в ответной реакции на подобные заявления тот, против кого направлен этот словесный удар, должен учитывать время, место, степень реальности сказанного, а также характер автора подобных высказываний.
Борис Березовский принял активное участие в приходе к власти нынешнего президента России. Потом, по причинам широкой публике в деталях неизвестным и для сути нынешнего уголовного дела против беглого предпринимателя неважным, пути Владимира Владимировича и Бориса Абрамовича разошлись. Они не ужились в одной стране, которой пытались -- каждый по-своему -- управлять, и г-ну Березовскому под страхом неотвратимого уголовного наказания пришлось из России бежать.
Но сейчас, при всем уважении к авантюрной жилке и сохраняющемуся драйву Бориса Березовского, единственное, чем он способен досадить обитателям Кремля, -- появиться в маске Путина на очередном выставочном российском экономическом форуме в Лондоне. Но индивидуальный маскарад, комедия дель арте с переодеваниями еще не есть действия по насильственному захвату власти. Равно как и слова интервью. Мало ли интервью дал г-н Березовский, мало ли чего в них наобещал.
Да, у Березовского есть деньги на финансирование российской оппозиции. Но в России нет оппозиции, способной на силовой перехват власти, кроме разве что оппозиции в самих спецслужбах. Однако последняя, если она даже реально существует, -- это никакие не беженцы, не сторонники так пугающих Кремль «оранжевых революций», не члены некоммерческих организаций, наконец. Живут и работают они в России и ни с какими публичными заявлениями явно выступать не будут.
Очередная попытка навесить на Березовского ярлык революционера-заговорщика выглядит примерно так же, как желание новоиспеченного премьера Чечни Рамзана Кадырова на недавней встрече с верховным комиссаром ООН по правам человека Луизой Арбур испугать ее страшилками про БАБа, выкупавшего заложников у чеченских боевиков в 90-х годах и тем самым профинансировавшего террористов на 30 млн долл. Если это и правда, с тем же успехом можно было адресовать обвинения федеральным властям, допустившим, что появились в Чечне боевики, захватывавшие заложников, и что этих заложников вообще пришлось выкупать. К тому же понятно, что к нынешнему положению в Чечне и к продолжающимся там, несмотря на «торжество мирной жизни», похищениям людей Борис Березовский уж точно никакого отношения не имеет.
Поэтому самый лучший способ реакции нынешней, как и любой другой, российской власти на политические перформансы Бориса Березовского -- просто игнорировать их. Нет такого человека, и все тут. Его самого уже давно зовут Платоном Елениным. И вовсе незачем добиваться его экстрадиции: не та фигура, не та эпоха, не тот повод.
Проще говоря, БАБа -- с возу, власти легче. А то как-то глупо тратить усилия Генпрокуратуры на борьбу с ветряными мельницами, заодно пытаясь представить серьезным противником чуть ли не всей российской государственности человека, никоим образом не способного повлиять на реальную ситуацию в России. В стране, в которой этот человек неизвестно когда просто сможет легально появиться под своим именем.
Семен НОВОПРУДСКИЙ