|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бедные родственники
По оценкам Всемирного банка, союзники России могут оказаться на обочине мировой торговли
Если страны, находящиеся на постсоветском пространстве, а также бывшие социалистические государства хотят добиться высоких темпов экономического роста, им следует обратить особое внимание на торговую политику. К такому выводу пришел экономический советник группы Всемирного банка Гарри Бродман в докладе «От дезинтеграции к реинтеграции: Восточная Европа и страны бывшего СССР в международной торговле».
После распада Советского Союза и падения Берлинской стены эти страны вернулись к активной международной торговле, однако их развитие достаточно неоднородно. По словам г-на Бродмана, налицо разделение на более богатый блок, ориентированный на Европу, и более бедный, ориентированный на Россию. Последний рискует быть вытесненным из международного разделения труда, если не будут приняты радикальные меры.
Рецепты иностранного эксперта на первый взгляд не отличаются большой оригинальностью. Бывшим советским республикам следует «энергично стремиться к вступлению в ВТО, сокращать тарифную сетку и ликвидировать противоэкспортный уклон для содействия диверсификации продукции». Кроме того, необходимо решать задачи в сфере «бизнес для бизнеса» -- поощрять конкуренцию между предприятиями, создавать стимулы для совершенствования корпоративного управления, провести реформу регулирования в сфере услуг и стимулировать прямые иностранные инвестиции. «Основная идея может показаться простой -- без открытой экономики не будет перехода на новый уровень», -- заявил Гарри Бродман на презентации доклада.
Однако две трети ВВП в восточноевропейском регионе, по данным Всемирного банка, приходится на торговлю, и следовательно, изменения именно в этой сфере должны дать толчок экономическому росту.
Впрочем, с подобными стимулами правительствам необходимо быть очень осторожными. Бонусы в виде роста торговых потоков, реструктуризации предприятий и создания новых торговых мест, а также экономического роста наступят лишь на второй стадии. В первые годы подобных реформ надо быть готовыми к более бурному росту импорта и проблемам у отечественных производителей. Как сказано в докладе, «те страны региона, которые либерализовали торговлю и благоразумно реализовали внутренние реформы, смогли более эффективно использовать международную интеграцию для повышения темпов экономического роста».
Однако авторы не принимают в расчет тот факт, что речь идет о странах, вступивших в Евросоюз, то есть получающих щедрую финансовую помощь от Брюсселя. Кроме того, непонятно, смогут ли эти страны, либерализовав свою торговую политику, активно продавать собственную продукцию на мировых рынках, а не только быть получателями западных товаров.
Вера СИТНИНА