|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Генсек ООН должен вести себя как генерал»
США предлагают ввести против Ирана международные санкции, наподобие тех, что действовали более 12 лет против Ирака. В случае с Ираком дело кончилось войной, после которой встал вопрос об эффективности санкций ООН и о будущем этой организации. Об этом обозреватель «Времени новостей» Елена СУПОНИНА побеседовала недавно в Каире с бывшим Генеральным секретарем ООН, экс-министром иностранных дел Египта Бутросом Гали. Сейчас 83-летний Бутрос ГАЛИ возглавляет Совет по правам человека Египта.
-- Про вашу работу в Организации Объединенных Наций вы написали книгу «Здание из стекла». Вы подразумевали, что это здание легко разрушить и скоро ООН придет конец?
-- Отнюдь. Я имел в виду, что деятельность ООН прозрачна. Все, что делает ООН, всем известно. У этой организации нет тайн.
-- Неужели?
-- Да, это так. О любой встрече сообщается. Более 190 чиновников в ранге посла занимаются исключительно тем, что контролируют деятельность ООН.
-- Но есть же в ООН и что-то вроде тайной дипломатии?
-- Бывают какие-то контакты, но по большей части все, что делается в ООН, к сожалению, становится всем известно. Это я и имел в виду.
-- А ведь даже вашу отставку с поста Генсека ООН в 1996 году многие считают результатом тайной дипломатии США...
-- Ничего тайного в этом не было. Визит Кристофера в Африку, где он уговаривал всех не выдвигать мою кандидатуру в генсеки на еще один срок, не был секретным. (Уоррен Кристофер, госсекретарь США в администрации Билла Клинтона. -- Ред.) Статьи, которые против меня писались, тоже не были тайной.
-- Почему же США выступили против вашего переизбрания на второй пятилетний срок?
-- Разногласия были по многим проблемам -- и по Югославии, и по Сомали (миротворческая операция ООН в Сомали в 1992--1993 годах, которой фактически руководили США, была провальной. -- Ред.). Американцы уже тогда хотели бомбить Югославию. (В разгар войны в соседней Боснии и Герцеговине в 1994--1995 годах. -- Ред.) Но многие были против этого: французы, испанцы, даже британцы. Я не мог поддержать военное решение. Мне предлагали компромиссы: мол, тебе скоро будет 75 лет, давай еще год побудешь генсеком, день рождения твой отпразднуем, проведем торжественную церемонию в Белом Доме. (Бутрос Гали ушел в отставку в декабре 1996 года после пяти лет службы, почти за год до своего 75-летия в ноябре 1997 года. -- Ред.)
Я скажу так: Генеральный секретарь ООН, конечно, должен быть в первую очередь секретарем ООН. Но порой он должен вести себя как генерал. Американцам же нужен секретарь, но никакой не генеральный и тем более не генерал. Поэтому когда в 1996 году зашла речь о моем переизбрании на второй срок, американцы были единственные из 15 членов Совета Безопасности ООН, кто возразил. 14 государств были готовы голосовать «за», и тогда США пригрозили использовать свое право вето.
-- Выражение «здание из стекла» напоминает и о хрупкости сооружения. Вы как-то сказали, что для ООН есть оптимистичный сценарий и пессимистичный. К какому сейчас склоняетесь?
-- ООН пережила не один кризис. Тяжелая ситуация была и в 60-х, к примеру, во время Карибского кризиса в разгар «холодной войны». ООН преодолела те проблемы и, надеюсь, преодолеет и нынешний кризис. Есть еще один момент. После первой мировой войны была создана Лига Наций. И в ее создании главную роль сыграл тогдашний президент США Томас Вудро Вильсон. После второй мировой войны вместо Лиги Наций была создана Организация Объединенных Наций. И опять-таки, в ее создании решающую роль сыграл президент США -- Франклин Рузвельт. Так что не исключено, что США опять сыграют конструктивную роль либо в усилении ООН, либо в создании другой международной организации.
Ведь в эпоху глобализации и новых технологий роль правительств изменилась. Возможно, в новой организации должны быть представлены неправительственные организации или движения, представляющие гражданское общество. Не исключено, однако, что удастся реформировать ООН столь коренным образом, что она будет отвечать новым задачам. В любом случае для решения самых острых проблем в мире американцам необходимо международное сотрудничество. Роль полицейского-одиночки оказалась им не под силу.
-- Пока же деятельность ООН приводит к странным результатам. Пример -- американское вторжение в Ирак в 2003 году. ООН не смогла предотвратить военный сценарий, а действовавшие около 12 лет международные санкции принесли народу Ирака много бед. Эти санкции были введены в период вашего руководства в ООН. Нет ли и вашей вины здесь?
-- Как так? Я же и выступал, и письменно подчеркивал отрицательную сторону санкций! Говорил, что от них страдает только иракский народ, а верхушке, Саддаму Хусейну, они нипочем. Мы даже предлагали идею «умных» санкций, чтобы они ударяли по руководству страны.
-- Как же получается, вот вы говорили о вреде санкций, но никто особо не прислушался?
-- Это лишь свидетельство, что государства, входящие в ООН, не прислушались к мнению генсека. Ведь ООН состоит из государств-членов. Возможности генсека ограничены. Часто он просто выполняет резолюции, принимаемые организацией. Иногда он может указать членам ООН на опасность тех или иных тенденций. К тому же после развала Советского Союза над ООН довлеет воля только одной супердержавы -- США.
-- Борьба в ООН по Ираку была настолько острой, что вас даже пытались обвинить в том, что вы якобы нагрели руки на санкциях -- в частности, на программе «Нефть в обмен на продовольствие»...
-- ООН даже пришлось разбираться в этом, по результатам чего появился подробный отчет с доказательствами моей непричастности. Были попытки подкопаться даже под тот факт, что основные платежи по контрактам в рамках санкций против Ирака осуществлялись через Парижский банк. Мол, об этом меня попросил Жак Ширак (президент Франции. -- Ред.), обещав в обмен поддержку при обсуждении моей кандидатуры в качестве Генсека ООН. Глупости все это, конечно. Да и работу по выбору банка вел не я, а мой советник, специалист в этой области, кстати, японец. В списке помимо французского банка было два американских и два швейцарских. Ирак тогда отказался наотрез работать с американскими банками. Американцы же отвергли швейцарские банки. Остался французский банк.
-- Еще говорили, что ваш родственник, египтянин Фахри Абу Нур, торговал нефтью с Ираком во время санкций...
-- Фахри Абу Нур -- мой родственник, хотя и дальний, где-то в четвертой-пятой степени. И торговлей нефтью он занимался всю жизнь, еще задолго до того, как я стал генсеком. Но, между прочим, нефтяной контракт с иракцами он подписал уже после того, как я ушел в отставку. Если бы я хотел торговать нефтью с иракцами, то мне бы посредник не понадобился. И я имел бы на такую работу полное право -- я же уже не был служащим ООН, а был в отставке. Но я не торговал нефтью. Я вам вот какую историю расскажу: как-то у меня было турне в рамках урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией. Когда я поехал в Баку, то в местной прессе появилось: «А у него жена армянка!» А когда приехал в Ереван, там сказали: «А у него брат -- нефтяник!»
-- Сталкивались ли вы с проблемой коррупции, когда руководили ООН? Такие скандалы в ООН участились...
-- За последними проблемами в ООН я особо не слежу. Приглашали меня не раз на кое-какие ооновские заседания, уже после отставки. Но я всякий раз извинялся, отказывался. Потому что на самом деле никто не хочет видеть в зале бывшего генсека. Проблема коррупции была, конечно. Мы проводили внутренние расследования, увольняли людей. Ведь только на безопасность в бюджете ООН на год было заложено 1,2 млрд долл. А расходы на миротворческие силы? Они на Кипре, в Кашмире, почти в 17 точках планеты. Воровство случается.
-- Как вы оцениваете присутствие американцев в Ираке?
-- Я не раз заявлял, что вторжение США в Ирак было незаконным.
|