Время новостей
     N°37, 03 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2006
Режиссер, учи словацкий!
Протеже Квентина Тарантино смертельно обидел братиславских красавиц
Новый голливудский фильм «Хостел», снятый Эли Ротом под продюсерским присмотром Квентина Тарантино, вызвал невиданное возмущение в Словакии. В этом «ужастике», повествующем о приключениях американских секс-туристов в Европе (рецензию на фильм см. в номере «Время новостей» от 27 февраля), показана словацкая банда, жестоко убивающая наивных приезжих. Британская BBC цитирует местную газету, которая с негодованием пишет, что «наши прекрасные девушки показаны в образе низкопробных шлюх», а представительница словацкого министерства культуры утверждает, что «Хостел» вредит имиджу страны». Депутат местного парламента Томаш Галбавы, в свою очередь, заявил, что фильм его задел, и добавил, что обиженными себя чувствуют все словаки.

Не исключено, что обида вызвана не только тем, что мистер Рот показал Словакию в весьма неприглядном виде, но и тем, что съемки скандальной картины на самом деле велись в соседней Праге. Более того, режиссер, нагнетая восточноевропейский колорит, использовал в фильме славянскую речь, однако не слишком тщательно следил за соблюдением этнических реалий. В результате на экране словаки активно переговариваются на чешском языке. Не исключено, что для словаков, много десятилетий живших в чехословацкой «коммуналке» на правах «младших братьев», подобная языковая подмена была особенно оскорбительна. Но сам Эли Рот, похоже, считает, что его фильм скорее полезен, поскольку «призван рассказать американцам об окружающем их мире».

Однако, несмотря на все просветительские потуги режиссера, «Хостел» вряд ли внесет что-то новое в сложившийся в Америке имидж Центральной и Восточной Европы: этот регион давно занимает весьма неприглядное место в наивной картине мира среднестатистического жителя США. И г-н Рот, конечно, прав, заявляя, что «американцы даже не знают о существовании этой страны [Словакии]»: похоже, что главным источником знаний об этих государствах, как и прежде, остается фильм «Дракула» 1931 года с Белой Лугоши. Итак, обобщенный образ Европы к востоку от Германии таков: крайне нищие и запущенные территории, где бок о бок проживают всяческие полумистические маньяки, человекоубийцы и запуганные ими крестьяне. Потому, если сценаристу-режиссеру по сюжету требуется нагнать ужасов поантисанитарнее или, скажем, придумать варварскую страну позаштатнее, он недолго думая тычет пальцем в лоскутное одеяло Восточной Европы, запинаясь читает по складам найденное название и начинает сочинять свой ужастик.

Из известных киногеографических изысков на центральноевропейскую тему можно еще отметить «Блэйд II», где весьма традиционный вампирский сюжет разворачивается в Праге. Но не на фоне Карлова моста или Вышеграда, а на крайне подозрительных мрачных улочках. Словацкую столицу, кстати, в Голливуде тоже выводят на экран не в первый раз: в недавней подростковой комедии «Евротур» компания несовершеннолетних американских туристов, путешествующая по Европе, случайно попадает на окраину Братиславы. Открывающийся пейзаж грязных многоквартирных домов и загаженных улочек напоминал скорее фантазии на тему «Через двадцать лет после атомной войны». Словаки, говорят, и тогда страшно обиделись, но громких возмущений не последовало. Но после «Хостела» их терпение наконец лопнуло.

Кстати, это далеко не первый и, видимо, не последний скандал, вызванный голливудскими фильмами за рубежом, хотя все же чаще американцы умудряются наступать не на национальные, а на религиозные мозоли. К примеру, предельно приближенный к тексту Евангелия фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» возмущал иудейскую общественность, а против экранизации бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи» единым фронтом выступал целый ряд христианских конфессий -- от Ватикана до РПЦ. Впрочем, и национальный вопрос Голливуду не всегда удается обойти: совсем недавно Китай запретил демонстрацию фильма «Мемуары гейши», хотя тот изображал скорее японские реалии. Дело в том, что кастинг на главные женские роли прошли актрисы с китайскими именами. В Поднебесной сочли, что подобный выбор оскорбителен, особенно учитывая зверства, которые войска микадо чинили на континенте во время второй мировой войны.

Михаил МАНСКОЙ
//  читайте тему  //  Кино