|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шкура неубитого стабфонда
Алексей Кудрин обвинил аппарат правительства в дискредитации президента
Министр экономического развития Герман Греф на вчерашнем заседании кабинета подводил итоги 2005 года. И судя по всему, удовлетворил коллег. Особенно премьера. Михаил Фрадков не удержался от сомнительного комплимента: «Герман Оскарович, вы сегодня в ударе. Доклад честный, объективный, качественно другой. Не то, что раньше».
Если верить премьеру, вероятно, его потрясло признание главного экономиста: мол, без реализации среднесрочной программы ничего великого ждать не приходиться -- «экономика будет расти темпами не выше 5% в год». Г-н Фрадков схватился за это «откровение»: «Герман Оскарович, я позволю себе вас отредактировать. Не если не выполним намеченной... А мы обязаны все это выполнить! Необходимо обеспечение желаемых темпов роста, чтобы обеспечить удвоение ВВП к 2010 году». Именно для реализации задуманного премьер пообещал, что правительство разработает еще один комплекс мер -- «по диверсификации экономики».
Что касается отчета за 2005 год, он оказался, по словам самих же членов кабинета, удовлетворительным -- и только. Рост ВВП -- 6,4%, или на 0,5 процентных пункта ниже, чем в 2004 году. Промышленное производство в 2005 году росло в два раза меньшими темпами, чем в предыдущем -- лишь 4% против 8,3. Инфляция «перепрыгнула» прогноз, составив 10,9%, против 11,7 в 2004 году. То есть снизилась менее чем на процент.
При этом Герман Греф признал, что качество экономического роста не улучшилось. И в очередной раз высказался за поддержку экспортно-ориентированных производств. В том числе и с помощью решения проблемы возврата НДС. Главный экономист считает, что если правительство быстро справится с этой задачей, то и снижение ставки этого налога (на чем настаивает премьер) утратит актуальность.
Традиционно при обсуждении экономических взлетов и падений члены кабинета «уперлись» в высокую инфляцию. Г-н Греф вынужден был признать, что за два первых месяца этого года она шагает опережающими темпами: 4% вместо прогнозируемых 3,7%. По инфляции прошлись буквально все. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев требовал от Грефа корректности в сравнении цифр. Министр финансов Алексей Кудрин -- учета монетарного фактора, дескать, вы что, не видите, «его доля в составе инфляции равна 6,6%». На что г-н Греф отреагировал достаточно скупо: «Да, Алексей Леонидович, мы не можем себе позволить серьезных расходов ни в этом, ни в следующем году».
Но главному финансисту такого ответа показалось мало. Он пошел ва-банк, по сути обвинив руководство кабинета министров в подмене приоритетов. На его взгляд, самый весомый вклад в рост экономики может и должна внести именно борьба с инфляцией. Но этого не происходит из-за откровенного желания части кабинета министров растратить стабилизационный фонд. «Иногда говорят, что стабилизационный фонд лежит без дела, -- вопрошающе посмотрел на коллег главный финансист. -- Но если бы мы потратили его средства, то инфляция могла бы составить и 18%». И добавил: «К сожалению, в нашей работе есть нюансы, которые все портят». «Нюансом» оказалось заявление заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина, который, по словам г-на Кудрина, оценил потери стабфонда, хранящегося в рублях, в 600 млрд этих самых рублей.
"Я посоветовался с Игнатьевым, Вьюгиным, Улюкаевым, Дворковичем и МЭРТ, и наше общее мнение -- это безграмотное утверждение. Нет такого ущерба в 600 млрд руб. Я, конечно, не начальник Михаилу Юрьевичу (Копейкину. -- Ред.), но непрофессиональные заявления требуют реакции. Это бросает тень на правительство, на президента, которые проводят данную политику".
Премьер, который уже давно привык к строптивости министра финансов, но аппарат которого собственные министры еще ни разу не обвиняли в дискредитации самого президента, на сей раз решил все-таки осведомиться: «Вы чье внимание обращаете на это? Копейкина или Фрадкова?» И тут же дал ответ, причем жестко и однозначно, чтобы министр финансов не заблуждался, кто в Белом доме хозяин, хотя бы на время заседания правительства: «Если Фрадкова, то надо было в другой тональности, и других выражениях. Точка! Все это мы не обсуждаем».
Но обсуждать пришлось. Г-н Копейкин не пожелал остаться крайним и пояснил, что инфляция все же имеет обыкновение съедать средства, хранящиеся в рублях. Тем самым борьба Минфина, настаивающего на размещении средств стабфонда в том числе в иностранных ценных бумагах, и аппарата правительства, предпочитающего тратить деньги из всероссийской заначки внутри страны, вспыхнула с новой силой. По крайней мере Михаил Копейкин и Алексей Кудрин продолжали упорно отстаивать свои точки зрения через информагентства до позднего вечера.
Вера КУЗНЕЦОВА