|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Третейский -- лишний
Калининградская область добилась в местном суде права не платить по кредиту
Дело о кредите немецкого Dresdner bank AG -- одно из наиболее скандальных в новейшей истории Калининградской области. Оно словно черная клякса на инвестиционной репутации самого западного российского региона. Но вечером в минувший вторник арбитражный суд Калининградской области принял по делу определение, которое, кажется, может превратить кляксу в точку.
Местная Фемида вполне естественно отказалась признать, что у региона есть долг в 22 млн 331 тыс. 691 долл. и 57 центов, а также 120 тыс. английских фунтов стерлингов. Такая аппетитная сумма «накапала» почти за восемь лет. Пятилетний кредит от Dresdner bank AG в 10 млн долл. был получен администрацией Калининградской области в конце 1998 года. Тогда регион возглавлял экс-начальник рыбного порта Леонид Горбенко (сейчас против него возбуждено уголовное дело). Деньги были потрачены Региональным фондом развития Калининградской области в основном на покупку оборудования для модернизации бывшей птицефабрики «Прибрежная». Птицефабрика, не единожды менявшая название, вполне успешно функционирует до сих пор -- курятину производит. Но 12 февраля 2003 года, когда наступил срок погашения кредита, областная администрация отказалась его возвращать. А еще раньше перестала платить проценты по займу. Dresdner bank AG был вынужден объявить о наступлении дефолта по кредиту.
Его кредиторные требования перекупила зарегистрированная на Кипре компания «Дьюк Инвестмент Лимитед». И уже по ее инициативе в 2005 году соответствующее дело рассматривалось в Лондонском международном арбитражном суде. Английский суд спорный вопрос решил быстро и просто: если деньги взяли, значит, надо и вернуть.
С таким требованием «киприоты» и обратились в администрацию Калининградской области. Тогда ее возглавлял уже не Леонид Горбенко, а адмирал, экс-командующий Балтийским флотом Владимир Егоров. Тот сделал вид, что ни о каком кредите не слышал. И вообще, сам его не брал, а раз так, то и возвращать не обязан. Кредиторы разозлились и пошли в обход -- попытались наложить арест на имущество Калининградской области в Вильнюсе. Там у региона есть несколько домиков, в которых размещается представительство области в Литве. Стоимость недвижимости оценили в 25 млн долларов.
Летом прошлого года представители компании «Дьюк Инвестмент Лимитед» обратились в арбитражный суд области с заявлением о признании и приведении в исполнение решения Лондонского международного третейского суда о взыскании с региона в лице администрации почти 22,5 млн долл. По закону решения зарубежных судов обязательно проходят в российских арбитражных судах процедуру признания и приведения в исполнение. То есть, по сути, кредиторы потребовали почти по 700 руб. с каждого жителя области.
Дело стало принимать некрасивый оборот -- на глазах у мирового сообщества банкротят пилотный регион сотрудничества России и Евросоюза, создавая ему репутацию финансовой "черной дыры". Как с этим справиться, прежние власти так и не придумали. Прошлой осенью губернатором Калининградской области стал бывший вице-спикер Госдумы Георгий Боос. И едва ли не первым вопросом от местной прессы были перспективы возврата кредита Dresdner bank AG. Г-н Боос лишь отшучивался, делая туманные заявления: «Деньги любят тишину. Мы работаем над этой проблемой. Скоро все узнаете».
И вот туман, кажется, рассеялся. Областной арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о признании и приведении в исполнение решения Лондонского международного третейского суда о взыскании с Калининградской области суммы кредита, полученного от Dresdner bank AG и процентов по нему.
В судебном заседании представители регионального правительства, возражая против требований кредитора, указали, что, по их мнению, решение Лондонского международного третейского суда вынесено с нарушениями норм международного права. В кредитном соглашении было предусмотрено, что возникшие между сторонами разногласия разрешаются третейским судом, составленном из трех арбитров. Одного из них предлагает истец, другого ответчик, и уже эти два арбитра избирают третьего -- так называемого «суперарбитра», или председателя. В случае если между двумя арбитрами возникают разногласия относительно председательствующего, его назначает Лондонский международный третейский суд. Администрация области своих предложений по кандидатуре третейского судьи не выдвинула, в результате чего дело было рассмотрено Лондонским международным третейским судом. Выступая в суде, руководитель административного управления регионального правительства Антон Апанавичюс указал, что истец в случае если ответчик уклоняется от участия в выборе арбитра, должен был поступить иначе -- обратиться за назначением арбитров к генеральному секретарю постоянного третейского суда в Гааге. А этого сделано не было, поэтому судебный акт, вынесенный незаконным составом суда, не может вступить в силу на территории Российской Федерации.
К тому же, по данным представителей калининградской администрации, выяснилось, что кредитное соглашение было заключено с нарушением российского законодательства, -- закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности предусматривает заключение подобных соглашений только по согласованию с российским правительством.
Адвокат Элла Алексеенкова, представляющая интересы кредитора, пыталась парировать, что, мол, денежные средства, полученные по кредитному соглашению Региональным фондом развития, были потрачены на приобретение имущества, ставшего затем собственностью областной администрации. В ответ ей заявили, что спорные деньги никогда на счета областного бюджета не поступали.
Теперь скандальная кредитная история принимает новый оборот. Кредиторы могут обжаловать определение калининградского арбитража в вышестоящую инстанцию. А губернатор Георгий Боос (на тот случай, если возникнут подозрения в использовании административного ресурса) уже заявил, что местные судьи принимали свое решение свободно. «Никакого давления не было. Мы лишь представили юридически выдержанную позицию. Готовить ее нам помогали ведущие мировые юристы», -- сказал калининградский губернатор.
Вадим СМИРНОВ, Калининград