|
|
N°176, 26 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перековать мечи на орала
Музей архитектуры показывает, как из башни ПВО сделать музей
В Музее архитектуры открылась выставка, посвященная проекту преобразования одного из самых уродливых зданий Вены в центр современного искусства. Проект уже побывал в Лос-Анджелесе, а после Москвы поедет в Берлин.
Питер Невер привез в Москву не просто проект Башни современного искусства -- КЭТ (Contemporary Art Tower ), а знамя крестового похода против музейного новодела -- евроремонта, мрамора и украшения музейных зданий. Его единомышленник в этой борьбе -- директор Музея архитектуры имени Щусева (МУАР) Давид Саркисян поддержал усилия коллеги. Проект башни эффектно выглядит в залах флигеля-руины Музея архитектуры имени Щусева.
Недавно небогатые российские музеи пришли к мнению, что экспонировать шедевры необходимо в аккуратно покрашенных залах с побеленными потолками, что музей должен прилично выглядеть на фоне окружающих офисов и не шокировать своим видом потенциальных спонсоров. Легенда о бедных материально, но богатых духом музеях стала выходить из моды. Последствием такого радикального переворота в умах стали новые музейные помещения, которыми мы можем любоваться пока преимущественно в Москве. Любовью к мрамору, хрустальным люстрам и бронзовым перилам постепенно, по мере установления отношений со спонсорами, в своей жизни именно такой стиль предпочитающими, проникается и музейная провинция. Питер Невер представляет альтернативу.
Выставка «Дар небес» -- модель одной из шести огромных сорокаметровых зенитных башен, построенных в 1942--1943 гг. недалеко от центра Вены. Идея превратить назойливое и безобразное напоминание о нацистском режиме в центр современного искусства достаточно экстравагантна. Задача проекта состоит в новой исторической интерпретации архитектуры, адаптации даже и самых неприятных знаков ХХ века, включении их в современный культурный и исторический контекст. При этом само здание практически не должно подвергаться изменениям.
Питер Невер не хочет украшать или изменять историю, в том числе и историю архитектуры. Его задача -- использовать старое при создании нового. Так же он использовал Музей прикладного искусства Вены для создания своего МАК, практически музея современного искусства. Признание равной ценности всего того, что уже существует или еще будет существовать в искусстве и архитектуре, и смелые интерпретации -- фирменный рецепт успеха Питера Невера. В том, что современное искусство хорошо смотрится в лаконичных брутальных военных интерьерах, могли убедиться те, кто посещал бункер бомбоубежища, в котором размещался отдел современного искусства музея Царицыно. Жалко, что эти помещения не были открыты для публики.
Башня идеально вписалась в элегантно руинированный зал Щусевского музея, помещения, так же идеально приспособленного для выставок, с богатой и невнятной историей, изначально не имевшего с искусством ничего общего. Нет нужды вкладывать огромные деньги в строительство, часто сомнительного качества. Необходимо сначала разобраться с тем, что уже есть. Архитектура нового века нуждается не только в деньгах, но в первую очередь в идеях.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ