|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Домашний музей в гостях у государственного
Коллекция Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Можно сказать, что проходящая в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина выставка образцового по качеству собрания сделана также образцово. Представлены наиболее характерные и лучшие экспонаты коллекции. Экспозиция сопровождается видеообращением Валерия Дудакова, где он не только комментирует отдельные произведения, но и рассказывает об истории своего собрания.
В воспоминаниях Дудаков останавливается на своих первых ярких художественных впечатлениях, которые заставили задуматься о предстоящем коллекционерском поприще. Это был натюрморт Владимира Вейсберга, увиденный на ставшей скандально известной выставке «Тридцать лет МОСХ», и парижский пейзаж Роберта Фалька (художника, который был охаян партийными начальниками на той же выставке). Его будущий собиратель, а пока только молодой историк искусства, увидел в одной из антикварных лавочек на Арбате в середине 1960-х. Диапазон интересов от Фалька до Вейсберга в основном и определил дальнейшие коллекционерские устремления четы Дудакова и Кашуро. Начав с мастеров Союза русских художников и «Мира искусства», собиратели постепенно сосредоточились на художниках «Голубой розы» и «Бубнового Валета». И тех, и других знали тогда чуть ли не понаслышке. В музеях работы этих художников демонстрировались скупо и фрагментарно. Затем главными темами коллекционирования стали полузапретные в советское время два авангарда русского искусства: первый, времен «Великой Утопии», революционных бурь, и второй -- андерграунд, нонконформизм 60--70х. Сегодня в собрании Дудакова--Кашуро прекрасными -- характерными работами представлены Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Петр Уткин, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, ранний Михаил Ларионов, Марк Шагал, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Алексей Явленский, Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов, Натан Альтман, Алексей Богомазов, Иосиф Школьник, Сергей Коненков, Александр Архипенко, Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Юло Соостер, Франциско Инфанте... Гордостью собрания и выставки являются работы Казимира Малевича: пронзительно-щемящие «Три фигуры» (женский и два девичьих силуэта, повернутых спиной к зрителю, на фоне бесконечного голубого Неба и «слоеной», как пирог, Земли, относящиеся к 1910-м годам) и драматические поздние «фигуративные» портреты близких художника, в том числе его брата Мечислава (1933 год).
С первых лет перестройки Валерий Дудаков был занят организацией Клуба (и Общества) коллекционеров, в правление которого неизменно с тех пор входил и входит до сих пор (тогда клуб состоял при Советском, позже -- Российском фонде культуры, теперь это самостоятельная и независимая общественная организация). Благодаря клубу частное коллекционирование вообще, и коллекционирование произведений отечественного искусства в особенности, перестало быть сугубо герметичным занятием. В выставочном зале на Старой Басманной, во многих европейских городах и в США проводились выставки, которые открыли публике часть богатств индивидуальных собирателей. Их собрания отражали прежде всего те этапы русского искусства, в первую очередь символизм и авангард, которые государственные музеи только готовились открыть для всеобщего обозрения после многих лет запретов и спецхранов.
С тех пор прошла целая эпоха. Дудаков вот уже почти десять лет возглавляет галерею «Новый Эрмитаж» независимого Клуба коллекционеров. Выставки работ из частных собраний здесь регулярны...
Валерий Дудаков всегда втайне мечтал превратить свое семейное собрание в ячейку большого и богатого музея русского искусства ХХ века. Ради этого собиралась и шлифовалась коллекция, ради этого затевались всевозможные клубы и общества коллекционеров. Замысел, по сути, был созвучен идеям основателя нынешнего Музея личных коллекций Ильи Зильберштейна. И хотя МЛК уже давно создан, Дудаков, надо думать, от своей заветной мечты тоже не откажется. И, как знать, может быть, нынешняя выставка в залах на Волхонке -- своего рода «примерка» музейного статуса к собственной коллекции. Не все же Шилову с Глазуновым свои музеи плодить...
Андрей ТОЛСТОЙ