Время новостей
     N°176, 26 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2001
Гасконец-Петрушка против русского Гамлета
Более пятидесяти театров кукол со всего мира показали свои спектакли в Театре Образцова. Едва ли не впервые в отечественной практике московской публике были продемонстрированы разом столь разные варианты этого старейшего театрального жанра -- от традиционных до авангардных. О своих наблюдениях по поводу национальных особенностей российской и зарубежной кукольных манер рассказывает театральный критик Ольга РОМАНЦОВА.

Первый Международный фестиваль театров кукол завершился гала-концертом и вручением призов. Победителями оказались все театры, участвовавшие в фестивале. Наградив всех, организаторы поступили мудро: определить, кто выступил лучше, было бы непростой задачей.

В России кукольный театр с течением времени все больше и больше сближался с драматическим. Авторы сочиняли для него пьесы с внятным и порой пространным сюжетом, сценографы придумывали сложные декорации, превращая спектакль в изысканное и даже эстетское зрелище. А куклы все чаще напоминали настоящих актеров. Художники изобретали тончайшие приспособления для кукольной мимики, достигая почти совершенства: куклы казались серьезными и даже «одушевленными». Только в отличие от драматических актеров соблюдали на сцене чистоту формы. Актеры и режиссеры театра кукол чувствуют себя настоящими демиургами и даже переживают «комплекс Карабаса Барабаса» -- иначе не назовешь порой проскальзывающие в разговорах признания о странном чувстве вины перед маленькими актерами.

А во всем мире искусство театра кукол развивалось совсем в другом направлении. Не нагружая кукол человеческими эмоциями и не углубляясь в психологию, мастера совершенствовали технику их движения. Кукловодам нравилось придумывать сценки, где смех возникал от контраста между внешностью куклы и номера, который она исполняет. Например, появится на сцене жирная белая птица, высунет из-под крыльев тощие лапки в пуантах и станцует под классическую музыку несколько балетных па. Так что пока наш кукольный театр постепенно превращался в театр «переживания», во всем мире он оставался театром «представления». Поэтому большинство показанных на фестивале зарубежных спектаклей выглядели как концерты со множеством эффектных номеров. А ресторан «Балаганчик» вечерами превращался в настоящее кукольное кабаре. Здесь выступали театр Джима Гэмбла (США), Клаудио Чинелли (Италия) и музыкальное кабаре известного австрийского пианиста Норамана Шетлера. Клаудио Чинелли творил чудеса, надевая кукол на руку. Иногда он соединял свои подвижные пальцы, превращая их в подобие птичьей головы, и играл с этой птицей -- рука была похожа на отдельное живое существо.

Возможности кукол в представлениях традиционных восточных театров казались просто безграничными. К примеру, марионеткой из Раджастана (одна из самых древних кукол, известных человечеству) управляет более тридцати нитей. Они надеты на пальцы кукольнику, работающему словно пианист-виртуоз. Он добивается почти невозможного. Во время выступления одна из кукол неожиданно сняла с себя голову и танцевала, держа ее на вытянутых руках, а потом вдруг встала на руки, голова взлетела вверх, к ногам, и кукла жонглировала ею, будто заправский эквилибрист. Деревянные куклы из вьетнамского Театра кукол на воде двигались по мутной воде бассейна будто по суше. Актеры, стоя за бамбуковыми ширмами по пояс в воде, управляли куклами с помощью привязанных к ним нитями приспособлений, похожих на рычаги для игры в настольный хоккей. Экзотическое зрелище начиналось и заканчивалось как представление древней мистерии: под звуки барабанов и пронзительные голоса флейт два дракона совершали ритуальные круги по воде, испускали огонь и обливали зрителей водой (согласно вьетнамским поверьям это приносит удачу).

Европейские театры, показавшие на фестивале спектакли, тоже не отягчали их особым психологизмом. «Три мушкетера» Королевского театра Тоона напоминали забавное балаганное представление. Руководитель театра Тоон VII максимально осовременил текст романа. Он ведет спектакль и говорит за всех персонажей, временами меняя голос. «Что это у вас там? -- подозрительно спрашивает король, глядя на маленькую коробочку в руках кардинала Ришелье. -- Наверное, травка?» Когда театр играет в Брюсселе, Тоон устами героев Дюма обсуждает недочеты Общего рынка или дает шуточный комментарий событиям, недавно случившимся в городе и в мире. Представления большинства западных театров внешне гораздо проще, чем принято у нас. Но кукольники придумывают свои спектакли, оставаясь в рамках эстетики своего театра, не пытаясь внедриться в смежные области. Фестиваль наглядно доказал, насколько наши представления о том, что и как нужно играть в кукольном театре, отличаются от принятых во всем мире.

Ольга РОМАНЦОВА