|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотая наша железка
До вручения «Оскара» осталось три дня
Церемония вручения призов Американской академии киноискусства пройдет в семьдесят восьмой раз. Ведущим церемонии впервые станет практически неизвестный по нашу сторону Атлантики, но чрезвычайно популярный в Америке комик Джон Стюарт -- один из 50 самых привлекательных людей мира, по мнению журнала People и звезда телевидения, обладатель четырех премий «Эмми». Всего за «Оскары» борются на этот раз 27 полнометражных художественных фильма на английском языке. Десятка лидеров по количеству номинаций выглядит следующим образом. На первом месте (восемь возможных наград в основных категориях) -- «Горбатая гора» Энга Ли, душераздирающая история любви, вспыхнувшей между двумя ковбоями в 60-х годах прошлого века: фильм этот уже получил по четыре «Золотых глобуса» и наград BAFTA, заработал «Золотого льва» на фестивале в Венеции и почти наверняка «обналичит» как минимум половину «оскаровских» номинаций. По шесть статуэток имеют шанс заработать фильмы Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи» (черно-белая хроника эфирного противостояния тележурналиста Эдварда Мурроу и сенатора Маккарти), «Столкновение» Пола Хэггиса (многофигурная социальная драма о взаимоотношениях американцев с разным цветом кожи) и «Мемуары гейши» Роба Маршалла (экранизация биографии самой известной японской гейши XX века Ниты Саюри). По пять номинаций у «Капоте» Беннета Миллера (биография знаменитого писателя, чье имя вынесено в название), «Переступить черту» Джеймса Мэйнголда (биография не менее знаменитого певца в стиле кантри Джонни Кэша) и «Мюнхена» Стивена Спилберга (история возмездия израильских спецслужб арабским террористам). «Гордость и предубеждение» Джо Райта (по роману Джейн Остин), «Преданный садовник» Фернандо Мерейлесса (по роману Джона Ле Карре) и «Кинг Конг» Питера Джексона (по фильму Мэриана Купера и Эрнеста Шездака) претендуют на четыре статуэтки. И так далее, вплоть до фильмов, засветившихся в итоговых списках всего по одному разу, среди них, например, «Матч-Пойнт» Вуди Алена, «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бартона, «Новый мир» Теренса Малика. Не обошлось и без занятных пересечений «оскаровского» списка с номинантами на премию «Рэззи» -- этакого анти-«Оскара», которым накануне «настоящей» церемонии награждают худшие фильмы года. Спилберговская «Война миров» одновременно претендует на три «Оскара» (звук, монтаж звуковых эффектов, специальные эффекты) и на одну «Рэззи» (Тому Крузу как худшему актеру); «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана может получить «Оскара» за лучшую операторскую работу и «Рэззи» для Кэти Холмс как худшей актрисе второго плана, наконец, многострадальному третьему эпизоду «Звездных войн» -- «Мести Ситхов» Джорджа Лукаса придется выбирать между «Оскаром» за лучший грим и «Рэззи» за попытку актера второго плана Хейдена Кристенсена притвориться Дартом Вейдером.
Фильмы, попавшие под раздачу в этом году, формально довольно разные, но большинство объединяет один критерий: их никак нельзя назвать претендентами на место в истории кино. Награды Киноакадемии вовсе не подтверждают их объективную значительность, но наоборот -- если эти ленты и останутся в анналах, то исключительно благодаря «оскаровской» статистике. Уже далеко не первый год кинокартины такого рода появляются в американском прокате поздней осенью, чтобы формально быть датированными нужным годом, но при этом остаться в памяти академиков до зимы, когда выбирают номинантов. В сущности, к этому моменту миссию этих произведений можно считать выполненной. Их создатели разделят между собой позолоченные фигурки из сплава британния (92,5% олова и 7,5% цинка), но дальнейшая судьба их туманна и призрачна. Ибо при всем уважении довольно сложно представить себе человека, который по собственной воле будет когда-нибудь с замиранием сердца пересматривать душераздирающую драму о восстании миннесотских женщин-шахтеров против сексуального харрасмента в 1984 году («Северная страна» Ники Каро, номинации Шарлиз Терон и Френсис Макдорманд как лучшим исполнительницам главной и второплановой женских ролей), да даже и бесконечные, как медленно наматываемое кимоно, безжизненно-красивые и невероятно скучные «Мемуары гейши» Роба Маршалла (один из лидеров по количеству возможных наград).
В последнее время «Оскар» окончательно переместился в измерение, где привычные критерии по отношению к киноискусству не срабатывают. В своем вышедшем несколько лет назад справочнике по истории наград Американской киноакадемии историк кино Джон Харкнесс дает среди прочего любопытнейшие советы о том, как не остаться в проигрыше, ставя на результаты «Оскара» у букмекеров. Существует множество полезных хитростей, позволяющих выиграть (скажем, подсчитано, что в 44% случаев лучшим признают самый длинный из фильмов-номинантов, а в категории «операторская работа» предпочтение в подавляющем числе случаев получает некоренной американец). Но самое главное правило стоит на самом первом месте и сформулировано весьма недвусмысленно: «Прежде всего забудьте про свой собственный вкус».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ