Время новостей
     N°35, 01 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2006
Ужасный конец лучше, чем ужас без конца
«Москвич» признан банкротом
Арбитражный суд Москвы признал ОАО «Москвич» банкротом и открыл в отношении завода конкурсное производство. Конкурсным управляющим предприятия суд назначил Александра Иванова и обязал его в течение года, т.е. до 28 февраля будущего года представить отчет о проведении конкурсного производства. Эта история, впрочем, давно уже не про автопром. Хотя автозавод «Москвич» для многих по-прежнему ассоциируется с производством автомобилей, это самое производство было прекращено еще в 2001 году. После чего началось мучительное ожидание банкротства завода. При нынешнем состоянии предприятия, которое после долгого простоя, очевидно, уже не подлежит восстановлению, это означает, скорее всего, что оно, т.е. его корпуса и территория вокруг, будет распродано по частям.

Государство владеет 60,4% в «Москвиче», остальные акции принадлежат трудовому коллективу и нескольким небольшим фирмам.

Как заявил на вчерашним судебном заседании нынешний внешний управляющий «Москвича» Анатолий Сиваков, основной причиной неплатежеспособности завода является простой на протяжении почти пяти лет. На заводе было отключено электричество, оборудование вышло из строя. Текущая кредиторская задолженность «Москвича», по словам г-на Сивакова, составляет сейчас 23,3 млрд руб. При этом 86% от этой суммы завод должен Министерству финансов России, который был гарантом кредита предприятия на 700 млн долл. Остальное приходится на задолженность по небольшим кредитам, а также задолженность перед предприятиями и учреждениями Москвы.

Отчитываясь за проведенную работу в качестве внешнего управляющего (эта процедура введена в 2004 году), г-н Сиваков обратил внимание, что одной из мер по восстановлению платежеспособности завода, которая была осуществлена за время внешнего управления, является сдача имущества в аренду -- за аренду было получено 197 млн руб. Штат работников предприятия был практически полностью сокращен. Зарплата сотрудникам выплачена в размере 218 млн руб., цитируют г-на Сивакова информагентства. Внешний управляющий не исключил возможности заключения мирного соглашения во время конкурсного производства с кредиторами ОАО "Москвич". Он отметил, что решение о переходе к завершающему этапу банкротства -- объективно и обусловлено существующими финансово-экономическими условиями. Срок внешнего управления -- два года -- окончен, и законодательство не предусматривает возможности его продления. А огромный долг «Москвича» делает невозможным не только восстановление выпуска автомобилей, но даже возобновление производства запчастей.

При этом, как заявил вчера на судебном заседании представитель департамента науки и промышленной политики Москвы, в отношении г-на Сивакова было возбуждено уголовное дело. По оценке департамента, ущерб, причиненный государству внешним управляющим, оценивается в 6 млн руб. В Федеральную регистрационную службу подано заявление о его дисквалификации. Вместе с тем суд не удовлетворил жалобу департамента науки и промышленной политики Москвы на действия внешнего управляющего.

Первоначально заявление о признании «Москвича» банкротом было инициировано Московским земельным комитетом 7 мая 2003 года. К тому времени завод более трех месяцев не платил за пользование земельным участком. Земельный комитет оценил задолженность «Москвича» на тот момент более чем в 25 млн руб. Производство по делу о банкротстве автозавода было начато 12 мая 2003 года. Уже тогда было очевидно, что «Москвичу» не расплатиться по долгам. Помимо висящего на заводе долга Минфину в 700 млн долл., полученных в кредит под госгарантии на строительство цеха по производству двигателей и неизвестно куда исчезнувшего, накапливались и другие долги. Кроме того, оказалось, что завод не являлся собственником собственной территории.

В июне 2003 года арбитражный суд назначил временным управляющим предприятия Александра Комарова, но он приступил к обязанностям внешнего управляющего только в январе 2004 года. И признание предприятия банкротом было отложено. С ноября 2004 года полномочия внешнего управляющего были переданы г-ну Сивакову. Но это, фактически, не улучшило ситуацию.

Наиболее заинтересованным в банкротстве «Москвича» на момент начала дела о банкротстве было правительство Москвы, которое, видя, что производство на самом «Москвиче» возобновить маловероятно, рассчитывало заманить на его руины Renault, с которым к тому времени уже несколько лет продолжало работать СП московского правительства -- «Автофрамос». Поскольку у московского правительства не было иной возможности получить контроль над предприятием (60,36% завода принадлежит РФФИ), оно рассчитывало получить его акции в счет задолженности по арендным платежам.

Но перед государством у «Москвича» долгов было еще больше. И Минфин, понимая, что обанкротив завод, навсегда потеряет надежду вернуть потерянные 700 млн долл. и прочие долги предприятия, яростно этому сопротивлялся.

Но фактически делами завода никто не занимался, и предприятие тихонько умирало. Для погашения долгов начали распродавать некоторые здания, принадлежавшие АЗЛК (общая площадь завода порядка 500 квадратных км), что-то сдавали в аренду. Сотрудников разогнали.

Наконец, собрание кредиторов предприятия 30 января этого года приняло решение о подаче ходатайства в суд о введении на предприятии конкурсного производства и признании его банкротом.

Анна ЛАНДЕР