|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экономическая зона "Красная площадь"
Кавказ учат зарабатывать и тратить
Комиссия Госдумы по проблемам Северного Кавказа провела в Ростове-на-Дону выездное заседание, посвященное совершенствованию межбюджетных отношений субъектов Южного федерального округа. Во встрече приняли участие представители администрации Ростовской области и полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.
Председатель комиссии, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко в своем докладе подверг критике социально-экономический блок правительства, который, по его мнению, недооценивает ситуацию на Кавказе. Г-н Катренко особо отметил, что членов комиссии не устраивает уровень бюджетной обеспеченности Северо-Кавказского региона. «Разговоры о том, что юг России -- черная дыра, куда уходят деньги без всякой пользы, -- это демагогия. На самом деле на протяжении 20 лет федеральный бюджет дает Кавказу лишь 15--20% от того, что обещает по всевозможным программам», -- отметил вице-спикер. Он также рассказал участникам встречи о том, какие способы помочь регионам изыскали депутаты, входящие в комиссию по проблемам Северного Кавказа. В частности, уже разработана поправка в закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», согласно которой курорты и туристическо-рекреационные зоны могут быть включены в число территорий с льготным налоговым режимом. Таким образом, под льготы подпадает немало объектов в Южном федеральном округе.
С таким подходом согласился и губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Ему вообще показалось неправильным, что изначально особые экономические зоны были созданы там, где и так все достаточно спокойно. «Во всем мире такие зоны создаются в проблемных регионах, а у нас -- в Москве. Скоро еще появится особая экономическая зона «Красная площадь», -- негодовал губернатор.
Поправка о туристическо-рекреационных зонах одобрена правительством, а парламентское большинство в лице «Единой России» приняло решение ее поддержать.
Полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак также согласился с этой идеей, однако отметил необходимость максимальной финансовой прозрачности, чтобы туристическо-рекреационные зоны не превратились в черные дыры. «На юге страны нужны такие зоны. Это выгодно как стране в целом, так и жителям юга, так как это даст дополнительный импульс для развития экономики и создаст дополнительные рабочие места, -- сказал г-н Козак журналистам после заседания. -- Но нужны точные и правильные инструменты, чтобы это не было черной дырой в налоговой системе, а был механизм, который стимулировал бы развитие курортно-рекреационного комплекса».
Дмитрий Козак в очередной раз отметил диспропорцию бюджетного финансирования регионов ЮФО по сравнению с другими субъектами России. Он привел цифры: инвестиционная помощь из федерального бюджета на душу населения в Южном федеральном округе составляет 119 руб., тогда как в Калининграде -- 1090 руб., а в Татарстане -- 894 руб. Полпред сообщил, что объем федеральной инвестиционной программы по ЮФО составляет 25 млрд руб. Он также отметил, что необходимо четко определить критерии выбора тех объектов, которые финансируются из федерального бюджета. «Сейчас это происходит хаотично в результате закулисной, подковерной договоренности», -- сказал г-н Козак. По его мнению, необходимо создавать у руководителей регионов стимулы зарабатывать средства самостоятельно, чтобы они отказывались от дотаций из федерального бюджета. Полпред отметил, что дотации расслабляют региональные власти. «Есть такие регионы, которые сидят и смотрят в рот чиновникам от министерства финансов», -- констатировал президентский полпред. Он также выступил за создание механизмов, которые стимулировали бы развитие собственной налоговой базы регионов.
Депутаты из комиссии по проблемам Северного Кавказа в свою очередь сформулировали предложения по развитию налоговой системы и совершенствованию межбюджетных отношений в Южном федеральном округе. В частности, предлагается расширить перечень региональных и местных сборов за счет новых налогов, взимаемых в платежеспособных секторах экономики. Такими секторами депутаты признали курортный и гостиничный бизнес. По их мнению, установление этих налогов не ляжет тяжким бременем на налогоплательщиков и не будет идти вразрез с общей концепцией налоговой реформы. Депутаты уверены в том, что «регионы прекрасно осведомлены об общем состоянии гостиничного и курортного бизнеса и вполне способны отрегулировать свое налоговое законодательство, не нанеся ущерб соответствующим отраслям экономики, одновременно имея возможность несколько пополнить свои бюджеты».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Ростов-на-Дону--Москва