|
|
N°35, 01 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогая «Удмуртнефть»
«Сибнефть» и «Русснефть» пытаются отказаться от покупки актива ТНК-ВР в пользу «Базэла»
Основные претенденты на принадлежащую ТНК-ВР «Удмуртнефть» -- «Русснефть» и «Сибнефть» -- собираются выбыть из борьбы за актив. Компании посчитали слишком высокой цену, которую российско-британский холдинг хочет получить за свою «дочку». Как заявил «Времени новостей» источник, знакомый с планами «Русснефти», она твердо решила не участвовать в тендере. В «Сибнефти» также не исключают подобного шага, хотя отмечают, что окончательное решение на этот счет еще не принято. При этом, как сообщил «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, интерес к активу проявляет «Базовый элемент» Олега Дерипаски, который, по данным нашего собеседника, предложил за «Удмуртнефть» сумму, примерно на 30% превышающую справедливую оценку предприятия (цифры он сообщить отказался). Аналитики расходятся в оценке актива, считая, что он может стоить от 2 млрд до более 3 млрд долл. В «Базэле» не стали опровергать информацию о своих притязаниях на «Удмуртнефть». В ответ на запрос «Времени новостей» пресс-служба компании заявила, что «стратегия энергетического холдинга EN+, в который входит Объединенная нефтяная группа (включает нефтегазовые активы «Базэла» -- небольшую компанию «Самараинвестнефть», Афипский НПЗ и несколько АЗС. -- Ред.), предполагает постоянный поиск инвестиционных возможностей на рынке энергоносителей». С «Базэлом» намерена конкурировать Северо-Западная нефтяная группа (она не раскрывает состав своих акционеров и объем добычи, ей принадлежат лицензии на несколько месторождений в Саратовской области), сообщившая вчера о создании альянса с Oil India для участия в конкурсе на «Удмуртнефть».
ТНК-ВР заявила о желании расстаться с несколькими своими активами в сентябре прошлого года. На продажу предполагается выставить предприятия, норма рентабельности у которых ниже, чем в среднем по компании, а вырученные средства инвестировать в более перспективные проекты. В конце прошлого года холдинг уже продал «Русснефти» единым лотом «Саратовнефтегаз», Орский НПЗ, «Оренбургнефтепродукт» и «Нефтемаслозавод» примерно за 1 млрд долл. Теперь в ТНК-ВР рассматривают возможность продажи «Удмуртнефти», инфраструктурно связанной с «Саратовнефтегазом» и добывающей около 6 млн тонн сырья в год.
О своем намерении приобрести актив по понятным причинам заявила «Русснефть», кроме нее предприятием заинтересовались «Сибнефть», Северо-Западная нефтяная группа, а также «Итера», которая заручилась поддержкой индийской ONGC, создав с нею консорциум, где российской стороне принадлежит 51%. Однако фаворитами аукциона, по мнению экспертов, являлись «Русснефть» и «Сибнефть». Появление их в числе претендентов даже отпугнуло китайскую CNPC.
Но оказалось, что «Русснефть» и «Сибнефть» не собираются бороться за «Удмуртнефть» до последнего. Официально в компаниях эту информацию не комментируют. А источник в «Сибнефти» говорит, что существует некая компания, нанятая ТНК-ВР для переговоров с потенциальными покупателями, которая «ведет игру на повышение».
В свою очередь в ТНК-ВР уверяют, что не устанавливали цену, по которой намерены реализовать актив, а рассматривают предложения, поступившие от покупателей. Ранее сообщалось, что решение о продаже «Удмуртнефти» будет принято в марте.
Впрочем, пока руки опустились далеко не у всех покупателей. Наоборот, как рассказала вчера «Времени новостей» вице-президент Северо-Западной нефтяной группы Юлия Созина, ее компания, так же, как «Итера», нашла себе индийского партнера, которым стала Oil India. Доли в альянсе г-жа Созина сообщить отказалась. По ее словам, Оil India выбрана «по политическим соображениям», поскольку «Индия рассматривается как потенциальный стратегический партнер» России. «Мы уже участвовали в тендере на покупку активов ТНК-ВР, и после этого индийская компания обратилась к нам с предложением о совместном участии в новом тендере», -- говорит вице-президент.
Oil India ранее собиралась купить активы ТНК-ВР, заключив для этого альянс с «Итерой», однако вышла из него еще до финальной стадии конкурса. Индийские компании несколько лет пытаются расширить свое присутствие на российском нефтегазовом рынке, ведя переговоры об этом, в том числе и на правительственном уровне, но пока их активы ограничиваются лишь 20-процентной долей в проекте «Сахалин-1», которая принадлежит ONGC.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ