|
|
N°35, 01 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бенита ля комедия
В Евросоюзе считают, что транзит -- не самая важная проблема Калининградской области
Вчера в Калининград прибыла комиссар Еврокомиссии по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Она провела здесь один день, обсуждая проблемы области со спецпредставителем российского президента по развитию отношений с ЕС Сергеем Ястржембским и губернатором Калининградской области Георгием Боосом.
На итоговой пресс-конференции экс-глава австрийского МИДа, а ныне еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что проблемы транзита -- не самые важные для Калининградской области. По ее мнению, гораздо больше калининградцам стоит беспокоиться о комплексном социально-экономическом развитии региона. «Литва и Польша вступают в Шенген не завтра, еще есть время для переговоров. Надо всем заинтересованным сторонам принять взвешенное и обоснованное решение по калининградскому транзиту. Мы пытаемся урегулировать этот вопрос на разных уровнях», -- сказала г-жа Ферреро-Вальднер.
Заявление вроде бы оптимистичное. И г-жа еврокомиссар права, говоря, что соседние страны поменяют свои визовые правила не завтра. Однако подготовка к этому событию у них идет полным ходом. Ужесточение визовых правил вот-вот станет очевидным. Так, предполагается, что уже в конце весны польский и литовский генконсулы не смогут самолично принимать решение о выдаче виз. Это дело доверят компьютерным базам данных -- пока национальным, еще не подключенным к общей шенгенской. Напомним, что почти у каждого жителя самого западного российского региона есть загранпаспорт -- без него на «материк» (в Москву или Питер) не попадешь. Просто так по территории Литвы, входящей в Евросоюз, не проедешь. Ситуация может ухудшиться в октябре 2007 года -- именно на это время планируется вступление Литвы и Польши в Шенгенскую визовую зону.
Правда, спецпредставитель президента России Сергей Ястржембский дал понять, что федеральный центр внешнеполитические проблемы Калининграда со счетов не сбрасывает. По его словам, на высоком политическом уровне встречи по Калининграду планируется проводить не реже одного раза в год. Все остальное предполагается отдать на откуп экспертам. Г-н Ястржембский заявил, что в ближайшее время будет создана совместная рабочая группа, которая займется повышением эффективности работы погранпереходов. И таких рабочих групп будет несколько -- по разным направлениям. Впрочем, нельзя быть однозначно уверенным, что все они заработают сразу и эффективно. Ведь уже почти два года прошло с тех пор, как на саммите РФ--ЕС в Гааге было заявлено о создании совместной рабочей группы по решению проблем Калининградской области. Однако до сих пор ее так и нет.
При этом г-н Ястржембский заявил, что «визовая проблема-2007» обсуждается достаточно активно, точка в этом деле не поставлена. Впрочем, какая может быть точка, когда столько вопросов. Ведь требования к оформлению шенгенских виз на порядок серьезнее, чем те, что поляки и литовцы предъявляют сейчас. И естественно, вопрос цены -- пока любой калининградец может получить годовую польскую визу бесплатно, в то время как шенгенская годовая виза стоит сотни евро.
Недавно в Калининграде свое генеральное консульство открыли шведы. Они первые из стран ЕС приступили к выдаче шенгенских виз. И никаких льгот жителям региона при этом сделано не было. Могут возразить, о каких льготах идет речь -- если уж договариваться об отмене виз или упрощенном порядке их оформления, то сразу для всей России, а не для отдельно взятой области. Но самый западный российский регион в этом смысле особенный. Виза в Польшу и Литву -- не прихоть для калининградцев, а естественная необходимость.
Перебороть евробюрократию очень сложно. Особенно сейчас, когда внутри ЕС достаточно своих проблем и разногласий. Но несколько лет назад, когда Литва и Польша только ввели визы, российская дипломатия, проведя долгую предварительную подготовку, сумела, в принципе, одержать небольшую победу. Эти визы сделали бесплатными, многократными и долгосрочными. И если с транзитом людей трудностей по большому счету нет, то с транзитом грузов -- предостаточно. Переговоры по этому вопросу идут крайне сложно. Недавно Москва, по словам Сергея Ястржембского, направила в Брюссель специальный документ, который позволил бы урегулировать все трудности с транзитом. Отдельный документ (например, соглашение между Евросоюзом и Россией или дополнения в шенгенские правила) нужен и для визовой проблемы 2007 года. Причем расписывать в этом документе ничего не придется. Требование одно: после вступления Литвы и Польши в Шенген для Калининграда должна сохраниться нынешняя система выдачи виз -- бесплатных, многократных и долгосрочных.
Вадим СМИРНОВ, Калининград