|
|
N°176, 26 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Намаз на Венской улице
Немецкие мусульмане уверены, что война породит много врагов Америки
В час дня пополудни к городскому шуму на берлинской Винерштрассе (Венская улица) прибавляется голос муллы, зовущего к намазу. В тихом дворике дома №12 -- турецкая мечеть. Сюда со всего района Кройцберг, который давно уже больше напоминает квартал Стамбула или Трабзона, приходят на богослужение мусульмане. Меня, «инородца», слонявшегося без дела под проливным дождем по двору мечети, приметили сразу. Сначала отнеслись с подозрением -- опасаются провокаций. Потом пригласили в чайхану, налили чаю, угостили сигаретой. Мой собеседник живет в Германии более 30 лет, приехал сюда гастарбайтером, но уже лет 15 -- безработный, каждый день приходит совершать намаз на Венской улице. Свое имя попросил не упоминать: «Мы, турки, давно уже на своей шкуре знаем, что такое террористы. От рук курдов за 15 лет погибли 30 тысяч турок -- дети, женщины, старики. А здесь, в Берлине, курдов хватает...» «Мы против любого террора, все люди равны -- мусульмане, христиане», -- говорит он.
Мечеть на Венской относится к Турецко-исламскому союзу государственного ведомства по делам религий в Анкаре. Эта исключительно религиозная организация безоговорочно признает не только основной закон ФРГ, но и вообще все конституции и правительства всех стран мира. При этом лидеры Турецко-исламского союза, в мечети которого приходят ежедневно более 80% турецких мусульман, живущих в Германии, подчеркивают, что их организация ничего общего с политикой не имеет. «Жаль, что ислам в международном понимании воспринимается по-иному в связи с экстремистскими течениями, использующими религию в политических целях, -- говорит Муса Каба, член президиума союза. -- Ислам базируется на любви к людям, дружбе и справедливости, отвергает насилие. Экстремисты и фанатики есть не только среди мусульман. Они не имеют ничего общего с любовью к Аллаху и человечеству. У мусульман мир -- это и есть сам Аллах». «Мы будем не только у себя на родине, но и здесь, в Германии, оказывать борьбе против терроризма посильную поддержку», -- резюмирует Каба.
На двери Афганского культурного центра в берлинском районе Нойкелльн тоже вывешен плакат, осуждающий террор и насилие. У порога встречает удивительной красоты молодая афганка. Узнав, что я пришел разговаривать о терактах, вздыхает: «Аллах, когда все это кончится? Двадцать лет война, и конца-края не видно». Шеф культурного центра Сабоур Замани когда-то приехал в Берлин изучать социальную педагогику. Возвращаться было некуда: в Кабуле выпускника западного университета скорее всего ждет приговор шариатского суда. Впрочем, бежать из страны афганцы начали, когда туда вступил советский «ограниченный контингент». Пять миллионов афганцев уже тогда разбросало по свету -- больше половины нашли приют в Пакистане, около двух миллионов -- в Иране. В Германии, по подсчетам Замани, живут около 65 тысяч.
«Подавляющее большинство моих соотечественников осуждают варварский террор, -- говорит шеф культурного центра. -- Но они против того, чтобы переносить поле боя из Нью-Йорка и Вашингтона в Афганистан. Не может же наш народ все время быть жертвой чьих-то интересов! Если Америка решится на бомбардировки, удар будет нанесен не по террористам и их вдохновителям, а по бедным, несчастным людям». Верит ли Сабоур, что в час испытаний мусульманские братья из других стран проявят солидарность с афганцами? «Не припомню, чтобы подобное когда-нибудь было. Взять хоть наших соседей, пакистанцев. Ведь это они выпестовали талибов. Это были афганские дети-сироты, которых пакистанцы отправили в спецлагеря. Затем обученных войне и вооруженных отправили назад. Теперь же пакистанские «братья» наглухо закрыли границы перед ни в чем не повинными людьми, бегущими в страхе перед американскими бомбардировками». Замани уверен, что война против Афганистана не только не принесет Америке успеха, но и поставит под сомнение такие ценности западного мира, как отказ от насилия, мести, террора. «Если в Афганистане начнется еще одна война, то последствия будут самыми непредсказуемыми: террористы могут нанести удар по странам, поддерживающим США, будут миллионы жертв по всему миру. А у самой Америки появится много новых врагов».
Прощаясь со мной, Муса Каба привел цитату из Корана: «Кто убивает одну невинную жертву, тот убивает весь мир, кто спасает невинную жертву, тот спасает весь мир». Очень хорошие, мудрые слова, которые можно отыскать в любой религии. Вот только виноватых всегда находят сами люди. По своему усмотрению.
По разным данным, на территории Германии (общее население 83 миллиона) проживают до 4 миллионов мусульман. Свыше 70% из них -- турки, которых начали активно привлекать в ФРГ с начала 60-х годов, когда «гастарбайтеры» восполняли нехватку рабочей силы для стремительно развивавшейся экономики. К 80-м годам в стране сформировалась прослойка турецких предпринимателей, возникли союзы исламских бизнесменов, самым известным среди которых стал кельнский MUSIAD. Параллельно создавалась религиозная инфраструктура, ныне включающая около 100 мечетей, более 2 тысяч молельных домов, сотни медресе и курсов изучения Корана. С конца 70-х большинство мусульман оседали в ФРГ уже в качестве беженцев -- афганцы, арабы из Северной Африки и с Ближнего Востока, курды, пакистанцы, боснийские мусульмане, косовары. В исламских землячествах растут мусульмане второго и третьего поколений, считающие Германию родиной. По утверждению исследователя Сулеймана Вильмса, среди приверженцев ислама более 150 тысяч немцев.
Федеральные спецслужбы Германии считают, что примерно 1% из живущих в стране мусульман представляют потенциальную угрозу для ее безопасности. Министр внутренних дел земли Северный Рейн--Вестфалия Фриц Беренс обнародовал сведения, согласно которым по Германии разбросаны около 100 «спящих агентов» -- законспирированных приверженцев исламского фундаментализма, прошедших подготовку у талибов. Центром нелегальной деятельности исламских экстремистов (в основном арабских) является Гамбург.
Юрий ШПАКОВ, Берлин