|
|
N°175, 25 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заокеанская Мекка
Мусульманские экстремисты чувствуют себя в Америке как дома
Сколько в Америке мусульман, нельзя узнать из официальных переписей: поскольку церковь отделена от государства, в анкетах нет вопроса о вероисповедании. Приходится полагаться на данные частных организаций. Одна из них, Хартфордский институт религиозных исследований, в конце апреля обнародовала свою статистику по мусульманам. Их оказалось около 6 миллионов. Последователей Пророка в США уже больше, чем традиционных для страны протестантов -- лютеран, пресвитерианцев и епископальников. Их, возможно, уже больше, чем евреев.
Число мечетей за последние семь лет увеличилось на 25% и сейчас превышает 1200. 33% прихожан составляют уроженцы Южной Азии, 30% -- афроамериканцы и 25% -- арабы, которых в США 1--2 миллиона. Именно среди арабов ищет сейчас ФБР пятую колонну Усамы Бен Ладена.
За последние годы в США была обнародована гора материалов, из которых явствует, что в Америку регулярно наезжали активисты всех крупных террористических группировок, от ХАМАС и «Хезболлах» до бенладеновской «Аль Каиды». Каждая из них имела здесь свои первичные организации, собирала пожертвования на миллионы долларов, успешно вербовала сторонников и даже проводила военную подготовку.
В 1994 году по телевидению был показан документальный фильм журналиста Стивена Эмерсона «Джихад в Америке» с уникальными кадрами, снятыми на сходках американских исламистов, где они превозносят террористов, призывают «перебить всех евреев» и источают ненависть к Западу. Исламисты и их местные апологеты приняли фильм в штыки. Бывший конгрессмен Пол Финдли охарактеризовал его как образец «военной пропаганды» и «проявившейся в последнее время в средствах массовой информации тенденции к антиисламскому маккартизму». Опровергая прозвучавшее в фильме заявление Эмерсона о том, что ему удалось выявить в США «более 30 групп, которые финансируют деятельность радикальных исламистов и при этом освобождены от налогов», Финдли привел слова тогдашнего координатора госдеповского отдела по борьбе с терроризмом Филипа Уилкокса: «Исламской сети, которая будто бы ведет джихад против Запада, не существует. Кое-где бытует такое представление, но существование этой сети практически не подтверждается никакими разведданными».
Особенно досталось Эмерсону за предсказание, что взрыв Всемирного торгового центра в 1993 году, унесший жизни шести человек, является предвестником куда более ужасных терактов. Эмерсон получил за фильм ряд престижных наград и приглашение в ФБР, где его участливо информировали, что по его душу из непоименованной страны прислана бригада киллеров. Наружное наблюдение, к сожалению, потеряло приезжих из виду, вздохнули его собеседники. ФБР не могло предоставить Эмерсону круглосуточную охрану, потому что он не госслужащий, но предложило спрятать его в недрах программы по защите свидетелей. Эмерсон не пожелал уходить в небытие и отказался.
Его не убили, но радикальные мусульманские организации США сделали его предметом многолетней травли, а из крупных газет разоблачительные статьи Эмерсона печатала одна лишь консервативная The Wall Street Journal, еще не вполне заболевшая синдромом политкорректности. Журналиста обвиняли в «сионистской пропаганде» за то, что он, например, разоблачил в своем фильме гнездо исламистов в университете Южной Флориды в Тампе. Этот вуз даже получил у своих критиков прозвище Джихадский университет. С 1991 до начала 1995 года в нем преподавал профессор Рамадан Абдулла Шаллах, заведовавший тамошним Всемирным центром исламоведения. Преподавал, преподавал, а в октябре 1995 года вдруг вынырнул в Дамаске в качестве нового главы «Исламского джихада».
После этого в его бывший кабинет нагрянули сотрудники ФБР, которые также обыскали кабинет и дом его коллеги Сами Аль-Арьяна, преподававшего в Тампе машиностроение. Аль-Арьян был основателем Центра исламоведения и связанного с ним «религиозного благотворительного учреждения» под названием «Исламский комитет помощи Палестине». Следователи обнаружили, что обе организации были ответвлениями «Исламского джихада». Пользуясь «крышей» респектабельного флоридского вуза, Центр исламоведения привозил в США террористов и собирал деньги для «Джихада». Между 1988 и 1992 годами Аль-Арьян организовал в Чикаго и Сент-Луисе серию конференций «исламских лидеров и мыслителей», на которые приезжали главари мирового терроризма. Как установило ФБР, исламистские группировки Тампы были связаны со слепым шейхом Омаром Абдул-Рахманом, получившим пожизненный срок за первый взрыв Всемирного торгового центра. Духовный вождь палестинского «Исламского джихада» Абдул Азиз Одех, упоминавшийся в документах следствия в связи с этим взрывом, но к суду так и не привлеченный, неоднократно бывал в Тампе и останавливался у Аль-Арьяна.
Гуртовавшиеся там исламисты также отмыли миллионы долларов, сотрудничали с лидерами ХАМАС в других странах и помогали руководить террористическими ячейками на Ближнем Востоке. Среди террористических организаций ХАМАС создал на территории США самую развитую инфраструктуру, включающую даже военное крыло. Были случаи, когда новобранцы ХАМАС ездили с Ближнего Востока в Америку на военную подготовку. Например, в июне 1990 года в Манхэттен (штат Канзас) прибыл из Израиля молодой палестинец по имени Насер Исса Джалал Хидми, учившийся в Иерусалиме и вступивший в одну из исламских религиозных групп, в рядах которых террористы вербуют будущих боевиков. Через несколько месяцев ему позвонил Мохаммед Салах, торговавший в Чикаго подержанными автомашинами, а попутно руководивший военной организацией ХАМАС в США (впоследствии Салах признался в содействии террористам и получил в Израиле пятилетний срок). Салах велел Хидми прилететь на выходные в Чикаго, где тот прошел двухдневный «курс молодого бойца». В перелеске на окраине города Хидми и 25 другим молодым палестинцам читали лекции по исламу, а потом американец ливийского происхождения, отрекомендовавшийся бывшим морским пехотинцем, учил их устанавливать бомбы в двигателе машины и подсоединять их так, чтобы взрыв происходил при включении зажигания. Хидми проходил эту науку почти год, а по возвращении в Израиль был арестован и скоро раскололся на допросе. Так стали известны подробности его военной подготовки в Америке.
После взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне власти США не устают подчеркивать, что радикальные исламисты составляют лишь крошечный процент американских арабов. Так оно, конечно, и есть. Но для терактов понадобилось всего 19 исполнителей.
О мусульманах в Германии читайте в завтрашнем номере
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк