Время новостей
     N°38, 06 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2006
Магистральные трубопроводы: акцент на эффективность
Строительство стратегически важного для страны нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) начнется в соответствии с графиком. Как заявил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, подготовка к реализации проекта укладывается в намеченные сроки, несмотря на продление его экологической экспертизы.

«Кровеносная система» российского ТЭК -- магистральные трубопроводы всегда были и остаются в сфере стратегических интересов государства. От них в определяющей степени зависит энергетическая безопасность страны. Это огромное хозяйство требует колоссальных финансовых и трудовых затрат как для поддержания в работоспособном состоянии имеющихся мощностей, так и для строительства новых стратегических магистралей.

Для этого у российских компаний есть и необходимые ресурсы, и опыт. По информации аналитиков, ведущим игроком в этом секторе является ОАО «Стройтрансгаз», возглавляемое председателем совета директоров Эрнестом Эрвальдом. Мощности «Стройтрансгаза» позволяют ежегодно строить более 3 тыс. км трубопроводов, что сравнимо с протяженностью проектов СЕГ и Штокмановского месторождения. Бизнес-спектр «Стройтрансгаза» весьма широк, компания не только ведет разведку и обустройство нефтегазовых месторождений, но и производит спецоборудование. Однако главным направлением ее деятельности является проектирование и строительство трубопроводных систем. «Стройтрансгаз» играет ключевую роль в основных магистральных проектах «Газпрома», общая протяженность которых превышает 8500 км. Среди них газопроводы Ямал--Европа, «Голубой поток», Заполярное--Уренгой и др. При этом «Стройтрансгаз» строит не только сами магистрали, но и весь комплекс газоперекачивающих станций, подземных хранилищ газа и т.д. Приоритетное значение руководство компании придает разработке и внедрению новейших технологий, ряд из которых вполне можно назвать революционными. Общие объемы инвестиций «Стройтрансгаза» в НТР и укрепление технической базы достигают 5% оборота, который в прошлом году составил около 2 млрд долларов.

Строительство магистральных трубопроводов, объектов хранения нефти и газа требует колоссальной мобилизации сил и средств. В этой связи на первый план выходит проблема экономии финансовых и материальных ресурсов, что полностью соответствует политике государства по минимизации затрат и повышению эффективности работы госкомпаний. «Стройтрансгаз» уже приступил к решению данного вопроса, разработав собственную программу. Важнейшими ее инструментами являются оптимизация управленческих процессов, продажа непрофильных активов, минимизация производственных издержек. Особое внимание руководство «Стройтрансгаза» уделяет модернизации оборудования, что способствует сокращению расходов на текущий и капитальный ремонт.

Другой крупный игрок на российском рынке строительства магистральных трубопроводов -- компания ОАО «Центр управления проектами «Стройнефть», являющаяся дочерней компанией АК «Транснефть», также придерживается принципов государственной политики по минимизации затрат. ЦУП «Стройнефть», оборот которой превышает 1,5 млрд долл., руководит Фарит Хайдаров, начинавший свой трудовой путь вместе с главой «Транснефти» Семеном Вайнштоком в «Когалымнефтегазе». «Стройнефть» -- это центр, который управляет процессами капстроительства и капремонта магистральных нефтепроводов «Транснефти» на территории России. На счету компании обслуживание Балтийской трубопроводной системы, реконструкция нефтяных магистралей «Дружба» и «Адрия», строительство нефтепровода Бургас--Александруполис. На очереди один из самых масштабных проектов -- ВСТО.

Реализация этих проектов требует колоссальных затрат, поэтому «Стройнефть», стремясь сэкономить государственные средства, постоянно ищет решения по минимизации расходов и повышению эффективности работы компании. В качестве основных направлений своей деятельности в этой области руководство «Стройнефти» выбрало модернизацию системы управления, выведение из структуры сервисных подразделений, а также сокращение транспортных издержек.

По мнению аналитика Объединенной финансовой группы Ольги Даниленко, деятельность каждой из компаний строится таким образом, чтобы принципы программы по минимизации расходов и повышению эффективности работы соблюдались в максимальной степени. Это позволяет руководству «Стройтрансгаза» и «Стройнефти» экономить значительные госсредства, что приобретает особое значение, если учитывать, что строительство магистральных трубопроводов и объектов нефтегазовой инфраструктуры обходятся государству в сотни миллионов долларов.

Размещено в газете под рубрикой "Новости компаний"

Сергей СМИРНОВ