|
|
N°34, 28 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Неконтролируемая изношенность"
Расследование трагедии Басманного рынка перешло в «бумажную» стадию
История с расследованием причин обрушения Басманного (Бауманского) рынка Москвы, под руинами которого утром 23 февраля погибли 66 человек, похоже, больше не принесет никаких неожиданностей или скандальных разоблачений. По крайней мере вчера никаких новых фактов о ходе следствия не появилось. Разбор завалов на месте катастрофы был закончен еще в воскресенье. Вчера следователи прокуратуры Москвы, которые ведут это дело, заканчивали осмотр отдельных элементов рухнувшего здания, специально оставленных для исследований. А часть следственной группы, в первые дни почти круглосуточно работавшей на Бауманской, начала «переселяться» обратно в свои кабинеты для работы с документами, изъятыми в администрации самого рынка и в проектных и строительных организациях.
Также больше не последовало никаких публичных комментариев и выводов от представителей мэрии Москвы, для которой трагедия на Басманном рынке стала самой крупной техногенной катастрофой за последние несколько десятилетий. Новостями о ходе расследования не смог поделиться и архитектор Нодар Канчели -- автор проекта рухнувшего навесного купола-крыши Бауманского рынка. Уже через несколько часов после трагедии он был вызван в прокуратуру на допрос и первые дни спасательной операции провел на месте ЧП, в результате чего сильно простудился.
Судя по всему, теперь какие-либо новости об истории катастрофы на Басманном рынке последуют лишь после завершения основных экспертиз. Самая главная из них -- комплексная строительная, на основании которой и будет делаться вывод о степени виновности тех или иных лиц, -- очень трудоемкая, проводится обычно несколько месяцев. В случае с обрушением аквапарка «Трансвааль», который, как известно, проектировал также г-н Канчели, результаты такой экспертизы были объявлены через год с лишним после трагедии. Между тем, как выяснилось, по катастрофе на Басманном рынке эта экспертиза вообще еще не назначена. Следователи только готовят необходимый для ее проведения материал.
Впрочем, следствию в целом картина трагедии, похоже, уже ясна, хотя официально рассматриваются версии как неправильной эксплуатации здания, так и ошибки при его проектировании и строительстве. В воскресенье суд по ходатайству прокуратуры выдал санкцию на арест директора Басманного рынка Марка Мишиева. И прокурор Москвы Анатолий Зуев после этого сообщил, что именно директор рынка «грубо нарушил возложенные на него обязанности по соблюдению безопасности, в частности, не организовал мониторинга технического состояния здания, не принял мер к его правильной эксплуатации, проведению ремонта и допускал неоднократно самовольную перепланировку помещений, что привело к неконтролируемой изношенности здания и обветшанию его конструкций».
Хотя почему об изношенности здания следствие узнало еще до заключения экспертиз и почему она была «неконтролируемой», осталось загадкой. Поскольку, как известно, за состоянием рынка должны были следить самые разные надзорные службы, а год назад его должна была обследовать спецкомиссия. Как раз в связи с тем, что крышу рынка проектировал г-н Канчели, который, как считает та же прокуратура, допустил ошибки при проектировании «Трансвааль-парка». Впрочем, на этот счет никто -- ни в прокуратуре, ни мэрии -- говорить до сих пор не решился. И скорее всего, когда результаты экспертиз будут готовы и трагическая история Басманного рынка будет подзабыта, об этих моментах тем более вспоминать не будут.
Общее же нежелание всех без исключения официальных лиц рассуждать на тему трагедии Басманного рынка, похоже, говорит о том, что этот инцидент для властей настолько неприятен, что его лучше поскорее забыть. В пользу этой версии, кстати, свидетельствует и еще один любопытный факт. Как известно, днем 23 февраля, когда спасательная операция была в самом разгаре, над руинами рынка появился густой едкий дым, по запаху -- от горящей пластмассы или бытовой химии, который окутал весь район. После этого пожарные несколько часов что-то тушили в руинах -- это видели сотни, если не тысячи людей, стоявших у оцепления, и было видно в телесюжетах. Однако в официальной справке главного управления МЧС по Москве о событиях на Басманном рынке, которая легла на стол всех чиновников, ни о каком пожаре не говорилось ни слова.
Алексей ГРИШИН