|
|
N°34, 28 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ректоры не могут правильно освоить миллионы»
Стартовавший в начале этого года один из четырех федеральных национальных проектов «Образование» показал, что в полной мере к его реализации не готовы ни чиновники, не общество. Десятилетия хронического недофинансирования образования привели к тому, что руководители большинства вузов сегодня даже не могут придумать, как им освоить сотни миллионов рублей, выделяемых государством в рамках нацпроекта. Чиновники на местах, отвыкшие пропускать через свои руки столь фантастические для школы суммы, боятся допустить просчеты и затягивают работу многочисленными консультациями с руководством в федеральном министерстве. Минобразования в свою очередь продолжает на ходу дорабатывать критерии отбора грантополучателей, предпочитая выслушать все пожелания образовательного и научного сообщества и тем самым затягивая сроки старта конкурсов -- в частности, по передовым школам и лучшим учителям. О том, как власти намерены преодолевать эти проблемы, корреспонденту "Времени новостей" Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказал министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО.
-- Андрей Александрович, формально нацпроекты уже стартовали, но они все еще правятся на ходу, сдвигаются сроки проведения конкурсов, откладывается выделение грантов. В этом есть некое нарушение правил игры. Почему так выходит?
-- Я считаю, что мы не отказались ни от одного из первоначальных предложений и обещаний. Другое дело, что до сих пор идет доработка подходов и механизмов реализации. Но с самого начала мы предупреждали, что готового решения нет, критерии отбора лучших мы будем дорабатывать вместе с сообществом, учитывать все мнения. Посмотрите критерии отбора лучших школ и лучших учителей. Они изменились по сравнению с первоначальными планами, причем изменились существенно, во многом в лучшую сторону. Кое-какие изменения я бы делать не стал. Но это и есть учет общественного мнения. Мы не должны продавливать свою позицию любой ценой, а должны учитывать аргументы и, если они обоснованны, их принимать, даже если по каким-то причинам они нам не нравятся.
Мы понимаем, что и те критерии, которые мы сегодня выбрали и по школам, и по учителям, и вузам, скорей всего будут изменены, скорректированы к следующему году.
-- А почему задерживаются сроки некоторых проектов?
-- Не было у нас таких масштабных и амбициозных проектов очень давно. В каком-то смысле создание новосибирского Академгородка в 50-е годы прошлого века было похожим по системности проектом. Давайте оценим: мы замахнулись на создание двух бизнес-школ, двух национальных университетов в округах, предложили переоборудовать 3 тыс. школ, дать мощный толчок к развитию примерно 20 университетам. Речь идет не просто о модификации некоторого количества образовательных учреждений. Наша задача -- на базе идей нацпроекта опробовать новый подход к системе образования, выработать новые критерии для системы в целом, которые изменят ее, введут в нее общественные институты, переведут на нормативное финансирование.
Мы прошли сейчас самую простую часть -- организовали доплаты классным руководителям. Казалось бы, проще некуда. Но только огромными усилиями мы добились того, что выполняем план. Не готовы были к этому люди и не верили. Причем я говорю в данном случае не только о чиновниках, но и о самом образовательном сообществе.
-- Неужели люди не готовы брать деньги?
-- Плохо то, что мы привыкли жить в условиях недофинансирования. Та же ситуация в науке. Когда три года назад мы начинали так называемые мегапроекты, в рамках которых институтам предлагались на определенных условиях сотни миллионов рублей на два-три года, люди психологически ломались, они не понимали, как эти деньги освоить. Подчеркну: использовать для развития, а не истратить на текущие нужды. Сегодня же инновационные вузы, которые могут получить в рамках нацпроекта «Образование» до одного миллиарда рублей, как оказывается, не готовы освоить эту сумму. Я спрашивал нескольких уважаемых ректоров, сколько им нужно денег по максимуму на два года. И в ответ мне они называли цифры, кажущиеся сегодня более чем скромными.
-- Может быть проблема в том, что они не могут выполнить условие министерства и найти эквивалентное сумме гранта внебюджетное финансирование?
-- Сейчас требуется, чтобы всего 20% от общей суммы было внебюджетным. Ректоры видят сложности в том, как использовать эти деньги, как обеспечить соответствующий уровень закупок. Мы же не позволим просто закупить оборудование и сложить все в ящик. Все оборудование должно через полтора-два года уже работать на пользу науки и образования. Студенты должны на нем учиться, получать новые результаты. Оказывается, это очень непросто. Напомню, что деньги предусмотрены на оборудование, новые учебные и исследовательские программы, стажировки специалистов, но не на строительство, где у нас деньги осваивать как раз очень хорошо научились.
-- Вы не раз говорили, что региональные вузы гораздо более амбициозны. В регионах готовы освоить выделяемые государством средства?
-- Думаю, что миллиард рублей будет сложно эффективно использовать для любых вузов. Но все же надеюсь, что некоторые смогут освоить за два года от 400 млн руб. и выиграть конкурсы в рамках нацпроекта.
-- А вы уже представляете, какие именно вузы станут победителями?
-- По моим оценкам, в России есть около 50 вузов, которые смогут претендовать на победу в конкурсе. Условия будут достаточно жесткими. Например, в течение первого года вузы должны будут провести у себя аудит, создать попечительский или наблюдательный совет, привлечь внебюджетные средства. Учитывая все эти требования, думаю, что заявок будет под сотню, может, 70--80. Победителей же будет 20--25, которые разделят между собой 10 млрд руб. в течение двух лет. Я надеюсь, что среди этих вузов питерские и московские в общей сложности будут составлять не более трети. Во всяком случае это было бы правильно по потенциалу, рейтингу.
-- "Подтягивать" региональные вузы для вас не менее важно, чем поощрять лучшие университеты страны?
-- Действительно очень важно, чтобы образование во всех регионах менялось к лучшему. Чтобы молодежь из Петрозаводска, например, была заинтересована учиться в Петрозаводском университете, а не в Петербургском. Но относительно нацпроекта квоты по регионам распределять было бы незаконно. Любой проигравший вуз опротестует результаты такого конкурса, потому что конкурс должен основываться только на конкуренции качества.
Единственное, что я могу сказать -- я считаю, что при прочих равных преимущества должны иметь региональные вузы. Именно потому, что мы должны быть заинтересованы в том, чтобы люди оставались учиться там, где они живут, и оставались работать там, где они учатся. И мы будем обязательно учитывать при отборе вузов такой критерий, как соответствие потребностям регионального рынка труда.
-- Из этих ли соображений титулы национальных университетов были отданы в Красноярск и Ростов-на-Дону?
-- Эти решения обусловлены кадровыми потребностями регионов, готовностью региональных властей, регионального бизнеса и представителей образовательного сообщества реализовать этот проект.
-- А статус свободной экономической зоны и грант на строительство технопарка были отданы Томску, а не Новосибирску тоже по региональному принципу?
-- А вот здесь нет. Конкурс по свободным экономическим зонам -- это как раз пример того, что победил сильнейший, а не тот, кто был определен решением вышестоящих начальников. Проводился очень серьезный мониторинг всех заявок, всех проектов. И по всем экспертным оценкам -- и бизнеса, и науки, и образования -- вышло, что томский проект лучше новосибирского. Хотя все ожидали, что победит Новосибирск.
-- Кстати, руководители институтов Сибирского отделения РАН очень сетуют на то, что обещанное вашим ведомством повышение средней зарплаты в 2008 году до 30 тыс. руб. в итоге понизит доходы ряда специалистов, которые сейчас получают и оклад из бюджета, и проценты от выполнения коммерческих контрактов. Новая система заставит их выбрать что-то одно.
-- Вообще-то это было предложение РАН -- вести раздельный учет и раздельное финансирование людей, получающих деньги за счет внебюджетных средств и из бюджета. Я считаю, что возможны и другие решения. Хотя с точки зрения эффективности работы желательно, чтобы человек на определенное время сосредоточился на чем-то одном.
-- Андрей Александрович, а будут ли продлены нацпроекты или все закончится разовой раздачей грантов?
-- Недавно было совещание, на котором планировался бюджет на 2006--2008 годы. В 2008 году Министерством финансов уже предусмотрены соответствующие средства на продление национальных проектов. Масштаб финансирования примерно тот же самый, что и сейчас.
-- Сегодня все чаще звучат предложения выделить научную сферу в отдельный национальный проект. Вы с этим согласны?
-- Нельзя просто так взять какое-то направление и назвать его нацпроектом. Нацпроект требует очень тщательной подготовки, серьезных расчетов. Даже нынешние нацпроекты, которые, как вы говорите, корректируются, готовились долго и тщательно. Они выросли из ряда федеральных целевых программ, работы по определению приоритетных направлений в сфере образования.
По науке такая работа ведется. Мы сейчас формулируем наши предложения по инновационному развитию научно-технической сферы. Если мы сумеем в рамках этой работы четко сформулировать конкретный и в то же время достаточно масштабный проект, который способен дать качественные системные изменения во всей научно-технической сфере, то мы предложим его в качестве нацпроекта.
======================================================
Стимулирование образовательных учреждений -- вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 году на конкурсной основе получат гранты в размере до 500 млн руб. не менее десяти вузов и поощрения по 1 млн руб. три тысячи школ.
Информатизация образования. За два года выход в Интернет получат более 22 тыс. школ. Будет закуплено соответствующее компьютерное оборудование.
Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей -- победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей.
Образование в армии. В рамках этого направления Минобразования и Минобороны откроют в течение двух лет около 100 современных учебных центров в воинских частях.
Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. На базе действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах. Цель их создания -- комплексное кадровое и научное обеспечение регионов. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Москве и Санкт-Петербурге.
Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Ежемесячные дотации выплачиваются классным руководителям из расчета 1000 руб. на 25 учеников в классе в городских школах, 15 учеников в классе -- в сельских.
Поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в регионах будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители получат премии президента в размере 100 тыс. руб. каждый.
|