Время новостей
     N°33, 27 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2006
Пассажиры без полиса
Обязательное личное страхование пассажиров может быть отменено к лету по инициативе Минфина. Об этом, как передает Интерфакс, сообщил начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики министерства Василий Олимпиев. Этот вид страхования был введен указом президента в 1992 году и включает в себя страхование пассажиров, перевозимых воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом по междугородным и туристическим маршрутам. Страховая сумма равна 120 МРОТ, а страховой тариф -- от 10 коп. до 2,3 руб. на одного пассажира.

«Этот вид страхования, во-первых, противоречит статье 935 Гражданского кодекса (обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. -- Ред.), а во-вторых, как обязательный вид страхования должен регулироваться федеральным законом, а не указом», -- пояснил г-н Олимпиев. По его словам, проект документа уже согласован с ФАС и направлен на согласование в Минтранс, и если предложение Минфина не встретит возражений, то обязательное страхование пассажиров может быть отменено уже к лету текущего года. Однако не исключено, что Минтранс откажется согласовать документ. В таком случае, отметил г-н Олимпиев, решать этот вопрос будет межведомственная согласительная комиссия, заседание которой должно будет состояться до 3 марта.

Объем рынка обязательного страхования пассажиров в 2005 году составил 515,7 млн руб. (0,1% от сборов по всем видам страхования), а выплаты -- 2,7 млн руб. На этом рынке работают 74 компании. Лидерами являются страховая компания ЖАСО (эксклюзивный страховщик пассажиров железнодорожного транспорта), собравшая по этому виду страхования в прошлом году 252 млн руб., или 3,6% от своего портфеля (причем доля сборов от обязательного страхования пассажиров ежегодно снижается в разы); и «Росгосстрах», чьи сборы составили 44,6 млн руб. (0,12%).

«Говорить о том, что этот вид страхования имеет социально значимую роль, мы не можем, -- считает руководитель департамента стратегического маркетинга «Росгосстраха» Алексей Зубец. -- Ответственность очень маленькая, и при страховом случае пассажир получает очень скромную сумму. Сборы (от страхования пассажиров. -- Ред.) небольшие, и если этот вид страхования отменят, страховщики не пострадают». В ЖАСО получить комментарий не удалось.

Однако в результате отмены обязательного страхования пассажиров могут пострадать страхователи, т.е. транспортные компании. Согласно правилам 80% премии по договору обязательного страхования пассажиров направляется в фонд превентивных мероприятий, который передается транспортной компании.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА