|
|
N°33, 27 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пора бы Турции что-то предложить киприотам»
Завтра в Париже должна состояться встреча президента Кипра Тассоса Пападопулоса и Генсека ООН Кофи Аннана. Тема двусторонних переговоров -- поиск новых подходов к решению кипрской проблемы. Напомним, что в июле 1974 года турецкие войска оккупировали около 37% территории острова. В апреле 2004 года греки-киприоты отвергли на референдуме предложенную ООН схему воссоединения острова, известную как «план Аннана». О современных перспективах кипрского урегулирования «Времени новостей» рассказал министр информации Республики Кипр Яннакис СОЛОМУ.
-- Обсуждая возобновление переговоров по урегулированию, мы предполагаем, что не должно быть сторон, выступающих в качестве арбитров переговорного процесса и что при этом не будут установлены временные рамки. Кипрский президент ранее передал Генсеку ООН список конкретных пунктов «плана Аннана», которые вызывают озабоченность у греков-киприотов. Кипрские представители уже встречались с Генсеком ООН, и он в курсе, чего хотят греки-киприоты. Некоторые политики считают, что необходимо выделить пять-шесть важнейших пунктов, по которым можно было бы пытаться достичь согласия. Но такой подход в принципе неверен -- как можно устанавливать приоритеты в решении вопросов, каждый из которых является первостепенным! Если начнется диалог, то на столе переговоров должны быть все проблемы, волнующие обе стороны.
-- Можно ли было решить кипрскую проблему раньше?
-- В 1973 годy мы были как никогда близки к решению кипрской проблемы. Вначале все почти согласились, что Кипр будет единым государством, оставалось решить мелкие вопросы. Но затем к власти в Турции пришел новый премьер-министр Бюлент Эджевит, который, к сожалению, стал настаивать на федеративном устройстве острова. Это развалило все договоренности, достигнутые за предыдущие годы. Нам казалось, что остров слишком мал для того, чтобы делать его федеративным государством. Но потом в конечном итоге мы даже на это согласились.
-- Каковы возможности урегулирования в наши дни, особенно после того, как в мае 2004 года Кипр приняли в ЕС?
-- Сегодня есть ощущение, что Турция действительно хочет вступить в ЕС. Турки подписались под некоторыми документами Евросоюза, взяв на себя обязательство открыть свои морские порты и воздушное пространство для стран -- членов ЕС. Однако теперь турки пытаются использовать этот вопрос для получения дополнительных уступок в кипрском урегулировании. Но ведь подписанный Турцией документ был соглашением с Евросоюзом, а не с Республикой Кипр. Все это напоминает желание поторговаться, так продолжается уже много лет. Мне кажется, Турция и так получила намного больше, чем первоначально планировала. Пора бы ей что-то предложить и киприотам -- например, окончательное и взаимоприемлемое решение проблемы Кипра. Но турецкая сторона хочет получить все и при этом не уступить ни в чем -- ни в вопросе возвращения оккупированных территорий, ни в вопросе о беженцах и турецких переселенцах, ни в других многолетних наболевших проблемах.
-- Как вы оцениваете позицию России в кипрском вопросе?
-- Я считаю, что в плане соблюдения международных принципов многим следует брать пример с России. Визит кипрского президента в Россию в январе этого года еще раз подтвердил: несмотря на свои собственные интересы в отношениях с Турцией, российское руководство продолжает последовательно придерживаться принципиальных позиций в ключевых вопросах международной политики, в том числе и в кипрском урегулировании.
Беседовал Эдвард АСЛАНЬЯН, Никосия