Время новостей
     N°33, 27 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2006
Переэкзаменовка
Андрей Фурсенко дождался доброго слова от оппонентов
Министерству образования и науки, похоже, удалось переломить настроение своих давних оппонентов и добиться хотя бы терпимого отношения к своим инициативам. Прошедшая вчера отчетная коллегия Минобразования и науки за 2005 год на удивление прошла без горячих дискуссий и критики со стороны представителей Союза ректоров, Академии наук и школьной общественности. Напомним, что раньше ректоры выступали против введения единого госэкзамена и попыток заменить традиционное для России фундаментальное образование западными схемами, нацеленными на подготовку узких специалистов, учителя выражали недовольство нищенской зарплатой и отсутствием школьного оборудования, ученых раздражали планы сокращения и приватизации НИИ, и академики однажды даже освистали министра Андрея Фурсенко.

Вчера же председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий дважды в своем выступлении дал высокую оценку деятельности министерства за прошедший год, а также передал г-ну Фурсенко благодарность от ректора Санкт-Петербургского университета Людмилы Вербицкой. Замечания президента РАН Юрия Осипова касались только жесткой позиции Минфина в вопросе финансирования ученых. Ведомство Алексея Кудрина фактически поставило Академию наук перед выбором: либо госгарантии и полное финансирование с частичной сдачей коммерческих заработков институтов в государственную казну, либо полное самообеспечение. Андрей Фурсенко сразу пояснил, что его коллеги из Минфина уже отказались от своих поправок и готовы к диалогу с Минобразования и Академией наук.

Лестную оценку своей деятельности глава Минобразования получил и от руководителя московского департамента образования Любови Кезиной, заметившей, что «с нынешней коллегией работать получается плодотворнее, чем с предыдущими составами». Г-жа Кезина посетовала, правда, что, увлекшись реформой высшей школы и науки, министерство забыло выпустить необходимые законодательные акты по общеобразовательной школе. По ее словам, до сих пор не прописано определение лицеев и гимназий, не подготовлена законодательная база по переходу на обязательное 11-летнее образование. Но министр объяснил, что причина задержки только в том, что законопроекты находятся на согласовании между ведомствами и в регионах и тем самым обеспечивается широкое участие общественности. «В конечном счете законы от этого только выиграют», -- сказал он.

Другие прозвучавшие выступления носили исключительно характер рацпредложений. В частности, член Общественной палаты и ректор госуниверситета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов предложил поставить перед президентом вопрос об увеличении ассигнований на национальный проект «Образование» в целом. По его мнению, «недостаточно поддерживать одного учителя на три школы» в рамках программы «Лучшие учителя России», необходимо также «создать систему поддержки тех 16% преподавателей вузов, которые все еще, по последним данным аналитиков, занимаются наукой».

Кирилл ВАСИЛЕНКО