|
|
N°175, 25 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Репетиция оркестра
Судьба банковской реформы решится в последний момент
В четверг экономические власти страны обсудят документ с витиеватым названием «Совместная стратегия Банка России и правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора». Перед кабинетом министров непростой выбор. Он может одобрить «Стратегию» в целом, т.е. смириться с тем, что реформа банковского сектора останется на ближайшие годы вотчиной Центробанка. А может отправить документ на радикальную доработку с непредсказуемыми для его главного разработчика -- ЦБ -- последствиями. Несмотря на то что в последние недели основные оппоненты демонстрировали склонность к компромиссу, обсуждение банковской реформы на заседании правительства обещает быть жарким.
Генеральной репетицией предстоящей битвы в Белом доме стали слушания, проведенные вчера экспертным советом по банковскому законодательству и валютному рынку при банковском комитете Госдумы. Слушания показали, что противоречия между ЦБ и наиболее радикальными его оппонентами сохраняют свою остроту.
Окончательная редакция «Стратегии» поступила из ЦБ в правительство в прошлую субботу. Первый зампред Центробанка Татьяна Парамонова вносила коррективы в документ всю минувшую неделю, однако главная идея центробанковской концепции осталась неизменной. ЦБ предлагает правительству воздержаться от принятия любых административных мер, резко меняющих правила игры в банковском секторе.
Открывая заседание экспертного совета, г-жа Парамонова заявила вчера, что в итоговом документе отразился «консенсус всех сторон». После чего потратила около часа на скрытую полемику с авторами альтернативной программы, которую выдвинули руководители крупнейших частных банков под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей. Главный вывод из ее выступления: ЦБ не собирается затевать перетряску банковской системы, уповая на эффективность стратегии малых дел, т.е. адаптацию банков к постепенно ужесточающимся условиям регулирования.
Минфин относится к числу ведомств, которые не имеют ничего против «кутузовской» тактики Центробанка. Однако у главы банковского департамента Минфина Антона Силуанова нашлось несколько замечаний к последней версии «Стратегии». Он, например, усомнился в необходимости называть окончательную дату выхода ЦБ из капитала Внешторгбанка. А это означает, что какие-то коррективы в документ Центробанку придется вносить в любом случае.
Зато давний оппонент Центробанка -- Сергей Дудкин, возглавляющий в Министерстве по антимонопольной политике департамент развития конкуренции на рынке финансовых услуг, -- раскритиковал «Стратегию» в пух и прах. Он не нашел в ней ничего, кроме набора «косметических мер», которые не приведут к росту конкурентоспособности отечественного банковского сектора. А значит, отечественные банки окажутся беззащитными перед экспансией западных конкурентов. «Давайте называть вещи своими именами, -- призвал г-н Дудкин. -- Если эта стратегия будет принята, нас ожидает участь стран Восточной Европы, где на кредитных рынках доминируют иностранные банки».
«Он просто хочет сам порулить банковской реформой», -- попытался сгладить впечатление от инвектив г-на Дудкина высокопоставленный представитель ЦБ. Впрочем, есть веские основания полагать, что тревогу г-на Дудкина за судьбу национального банковского капитала разделяют и влиятельные предприниматели из РСПП. А уж они постараются донести свою озабоченность до руководства правительства.
Владимир ФЕДОРИН