|
|
N°33, 27 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джон Кейл: Я не забочусь об имидже
Гастроли зарубежных артистов -- мероприятие серьезное и рассчитанное. Обычно все заранее знают, «кого везут». Но и тут бывают приятные неожиданности. Выяснилось, что в Петербурге и Москве 12 и 14 марта выступит певец, автор песен и мультиинструменталист Джон Кейл, бывший участник группы Velvet Underground, которую считают предтечей и панка, и альтернативы, и вообще много чего еще. Сам мистер Кейл -- культовая фигура, неутомимый творец, музыкант с консерваторским образованием и композитор, писавший во всех мыслимых жанрах -- от рок-хитов (альбом Vintage Violence) до балетов contemporary dance, киномузыки и электроники (предыдущий альбом Hobo Sapience -- «Бродяга разумный»), прошедший испытание наркотиками, славой и рок-н-роллом. Джон Кейл родился в 1942 году в глухой валлийской деревушке и до семи лет даже не говорил по-английски. Зато на скрипке начал играть чуть ли не в ясельном возрасте. В юношеские годы Кейл поехал учиться музыке в США, где свел дружбу с композиторами-авангардистами Ла Монте Янгом и Терри Райли. В настоящее время Джон Кейл живет в Нью-Йорке.
Полгода назад наш корреспондент беседовал с Джоном Кейлом в преддверии выхода альбома Black Acetate, тогда он твердо заверил, что приехать в Россию в ходе нового турне ему никак не удастся, об этом речи нет. Хотя и очень хочется. Знаменитый музыкант уже выступал в Москве и Питере десять лет назад с сольной программой Fragmets of a Rainy Season -- те замечательные концерты остались в памяти и публики, и самого артиста. Чтобы узнать, чего ждать от грядущих московских концертов, Джону КЕЙЛУ, который в тот момент находился в Испании, позвонил Александр БЕЛЯЕВ.
-- Как получилось, что вы все-таки приедете в Россию, хотя изначально наша страна не была включена в тур.
-- Да, это для меня тоже сюрприз -- все решилось достаточно быстро и неожиданно. Мы сейчас в Испании, точнее, в Каталонии, и в течение всего европейского тура мы перемещаемся на автобусе, причем и группа, и персонал, и оборудование -- оно у нас на крыше хранится. У меня даже мысли не возникло, что можно заехать в Россию. Но потом мы все-таки придумали, как это сделать: летим в Питер, оттуда едем в Москву, а все причиндалы на время оставляем в Европе.
-- На чем же вы играть будете?
-- Нет, все необходимое оборудование у нас здесь будет. Вы увидите полноценный концерт группы Джона Кейла, я вас уверяю.
-- Из чего состоит программа турне?
-- Семьдесят процентов -- материал нового альбома Black Acetate. Играем кое-что старое, причем стараемся деконструировать материал или соединять две песни вместе.
-- Что вы смешиваете, а что разрушаете?
-- Деконструировали песню Gun с альбома Fеar (1974 год. -- А.Б.). На ней можно хорошо импровизировать -- поэтому мы ставим ее в середине концерта, когда музыканты импровизируют друг с другом. Текст тоже меняется: изначально там речь идет о нью-йоркском детективе. А я каждый вечер придумываю какого-то нового героя. Последний раз спел о парне, который живет в аквариуме с рыбами.
-- Судя по всему, турне проходит весело?
-- Да, конечно. Я всем доволен -- и публикой, и тем, как мы играем. Целый день ехать в автобусе так скучно, что когда выходишь на сцену, хочется оторваться по полной. И получается. Со мной сейчас работают очень хорошие ребята, молодые музыканты из Лос-Анджелеса.
-- Они играют и на альбоме...
-- Да, в одной вещи -- Sold Motel. Я вообще-то не предполагал, что они будут моей группой, -- просто пригласил их в студию, чтобы закончить один этот трек. Но мы сдружились и продолжили играть. Потому что хорошие человеческие отношения в коллективе важнее всего, одного музыкантского профессионализма для турне недостаточно. Не только потому, что, сталкиваясь с разными трудностями жизни в дороге, мы должны одинаково переносить их и все понимать. Это важно и для музыки: мы много импровизируем и должны друг друга чувствовать, должен быть человеческий контакт.
-- Что вы в Москве будете делать в свободное время?
-- У нас его почти не будет. После Москвы мы едем в Варшаву, оттуда в Берлин... очень плотное расписание. В такой ситуации единственное, что можно делать, -- выспаться перед концертом. Если не отдохнуть, голос будет плохо «работать», не будет слушаться. Хотя, конечно, мне бы хотелось еще разок взглянуть на Москву, сходить на художественные выставки. В прошлый раз я гулял по Москве, общался с разными людьми -- это было очень приятно!
-- Вы выложили на стриминг сингл Turn the Lights On. Ваше отношение к музыке в Интернете?
-- Выкладывать музыку для свободного скачивания -- это не такая примитивная идея, как кажется. Надо придумать стратегию, найти надежных людей, которые все сделают, иначе ничего не сработает и музыкант наживет кучу проблем.
-- Может быть, фанаты Джона Кейла вообще mp3-файлы не слушают, им нужен Кейл только на виниле?..
-- Может быть, не знаю. Я, честно говоря, вообще плохо знаю свою аудиторию, поскольку она все время меняется! Раньше меня слушали в основном взрослые люди, теперь, после рок-альбома Black Acetate, на концерты стало ходить много подростков.
-- На фотосессиях к последним двум альбомам вы как-то очень незатейливо одеты -- человек без имиджа. Это странно для артиста, который играл в Velvet Underground и дружил с Энди Уорхолом...
-- Да, я не забочусь об имидже. У меня нет ни гримера, ни парикмахера! Мне нужно перемещаться быстро, не тратить время на все это. Да и вообще я не нашел свой имидж. Собственно, для моей музыки яркий внешний вид и не нужен. Я занят тем, что музыкант должен делать. Все остальное -- лишнее.
|