|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красная цена прекрасному
Отрылся юбилейный Антикварный салон
Организуемый компанией «Экспопарк. Выставочные проекты» Антикварный салон в Центральном Доме художника на Крымском валу двадцатый по счету. Дежурные отчеты о славных свершениях таковы: на первом салоне в 1996 году было 18 участников, сегодня их 207, и целого ЦДХ им мало. Кроме того, заслугой салона и руководства «Экспопарка» можно считать попытку консолидации профессионального сообщества антикваров. В рамках салона устраиваются конференции, семинары, лекции (в этом году обещает провести свой мастер-класс Антуан Лебель, один из создателей Парижской антикварной биеннале). В конце 2004 года по инициативе директора «Экспопарка» Василия Бычкова была создана Международная конфедерация антикваров, собравшая крупнейшие антикварные салоны и аукционные дома России с целью формирования общих правил и норм ведения нелегкого бизнеса на территории свободных художеств. Сегодня конфедерация сосуществует с другим независимым органом -- Национальной организацией экспертов в области искусства, руководит которой директор РОСИЗО Евгений Зяблов. В обоих случаях импонирует желание играть по правилам. Однако обе гильдии имеют цель контролировать рынок, а потому следят друг за другом особо ревностно. И это правильно. Дружить им не обязательно. Если эксперт сговаривается с дилером (антикваром), то жертвой становится покупатель.
Как всегда эксперты Антикварного салона предложили топ-лист лучших, по их мнению, произведений. В списке около ста работ. В число хитов входят, как обычно, творения русских пейзажистов второй половины XIX столетия: Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, а также картины и книги русских авангардистов, предметы ювелирного искусства Серебряного века.
С недавнего времени у Антикварного салона в ЦДХ появился конкурент -- Московский салон изящных искусств в Большом Манеже. На него приезжают лучшие галереи мира, и искусство продают очень дорогое. Но Антикварный салон в ЦДХ держит оборону благодаря широчайшему тематическому и ценовому диапазону предлагаемого худтовара. Можно купить практически все -- от велюровых шляп шестидесятых до ювелирно сделанной картиночки Брейгеля Велюрового. Проблема только в том, что в отличие от международных салонов цены на лучший товар российских галерей не очень отрегулированы. Помочь верно и с гарантией установить красную цену прекрасному призваны и недавно рожденные конфедерации и гильдии, и только что вышедшая книжка «DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней» (Лондон. Art Russia Ltd. 2006). Это справочник цен, и его задача -- показать, сколько на мировом артрынке стоит российское искусство от Бенуа, Малевича до, например, Лаврентия Бруни. Справочник -- второй по счету. В идеале, как признался мне издатель Никола Саворетти, он должен представлять собой «мгновенный фотоснимок» -- фиксацию ежегодной ситуации купли-продажи российского искусства во всех ее изменчивых подробностях. Первый, прошлогодний выпуск DAR вышел неудачным. Второй лучше благодаря привлечению опытной команды специалистов под руководством уважаемого эксперта по русскому авангарду, главного редактора одноименного издательства RA («Русский авангард») Андрея Сарабьянова. Информация о ценах действительно в основном самая свежая. Имен стало больше. Общая картина выглядит правдоподобнее. Однако вопросы остались. Связаны они с несогласованностью работы экспертов. Прежде всего раздражают неуместные формулировки «информация о ценах не предоставлена» или «нет на рынке» в отношении известных художников русского авангарда (в частности, ученика Лисицкого Ильи Чашника). Не очень понятно, почему в подобных случаях не задействована музейная экспертиза. Ведь комплектование музейных фондов происходит безотносительно аукционных цен, и хранители музеев имеют представление о гипотетической стоимости работ даже не засвеченных в данный момент на рынке имен. Другой вопрос из той же серии: почему Чашник в справочнике хоть так «от противного» отмечен, а другие мастера авангарда и группировок 20-х -- начала 30-х годов отсутствуют вовсе?
Правильно, что в справочник попали имена безотносительно их принадлежности различным лагерям, идеологиям, стилям. Но тем страннее после имени «Александр Шилов» видеть то же резюме: «нет на рынке». Наверное, узнать цену на его работы можно. Благо, что музей именной на Волхонке обретается. (К слову, цены на Глазунова и Церетели есть.)
Сама обработка поступившей информации о ценах тоже требует дальнейшей корректировки. В каких-то (идеальных) случаях после фамилии художника указаны и топ-сейлы (рекорд продаж) на аукционах, и средняя цена на работы в разных техниках и размерах. Но иногда эксперт ограничивался лишь отметкой о топ-сейле или даже о «предложении продажи», и информация получалась необъективной.
В принципе, эти придирки неизбежны в разговоре о новом издании в жанре информационной базы -- справочника. Ценность ценника очевидна. Идти на юбилейный Антикварный салон имеет смысл прямо с ним в руках.
Сергей ХАЧАТУРОВ