|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обвал рынка
Самая крупная техногенная катастрофа в Москве
Число жертв трагедии на месте столичного Басманного (Бауманского) рынка, который рано утром 23 февраля в одно мгновение и без всяких видимых причин превратился в груду руин, вчера достигло уже 65 человек. И пока никто из официальных лиц не решался сказать, что это цифра окончательная.
В пятницу вечером, когда спасатели с помощью тяжелой техники смогли разобрать основную массу обрушившихся железобетонных конструкций, мэр Москвы Юрий Лужков уверенно сообщил, что в результате катастрофы на Бауманской погибли 57 человек. «Может, мы имеем какие-то зоны, где могут находиться люди, но вероятность этого очень мала, -- сообщил г-н Лужков. - Я думаю, что назвал окончательную цифру погибших». Однако уже через несколько часов в течение ночи на субботу спасатели извлекли из-под обломков еще несколько тел. А вчера был найден еще один погибший. Полностью разобрать завалы строители рассчитывали лишь сегодня, и только тогда, скорее всего, выяснится, сколько же человеческих жизней действительно унесла трагедия на Бауманской.
Впрочем, уже ясно, что она войдет в историю Москвы как самая страшная - и по масштабам разрушений, и по числу жертв - «мирная» техногенная катастрофа. О том, что Бауманский рынок развалился без участия террористов, еще 23 февраля днем уверенно заявили представители МЧС и мэрии Москвы. А вчера днем следственная бригада прокуратуры Москвы, созданная для расследования причин ЧП, нашла первого предполагаемого виновника трагедии. Им стал директор ГУП «Басманный рынок» Марк Мишиев. Еще 24 февраля он после первого же допроса был задержан, а вчера около 17.00 г-ну Мишиеву предъявили официальное обвинение по ст. 109-3 (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). По версии следствия, он не выполнил целый ряд требований в самых разных сферах безопасности - санитарной, пожарной, административно-технической и т.д.
Впрочем, пока остается загадкой, что именно могло стать причиной обрушения здания рынка. Видимо, она будет названа следствием в лучшем случае через несколько месяцев - после проведения ряда сложных экспертиз. Но и тогда эти выводы, без сомнения, будут вызывать массу возражений и контрверсий - как и в случае с «Трансвааль-парком», под руинами которого почти ровно два года назад, 14 февраля 2004 года, погибли 26 человек. И споров и слухов вокруг трагедии Бауманского рынка будет тем больше, что оба здания - и аквапарка «Трансвааль», и Бауманского рынка - создавались при участии одного и того же именитого архитектора Нодара Канчели. Именно он проектировал конструкции их крыш-куполов, и именно его прокуратура считает виновным в обрушении «Трансвааль-парка» из-за допущенных ошибок при расчетах конструкции.
Согласно официальным данным МЧС, обвал Бауманского рынка произошел в 5.50, хотя жители окрестных домов и спасшиеся посетители и торговцы рынка называли время от 5.45 до 6.05. Причем впечатления тех, кто находился внутри, были очень похожи на показания очевидцев катастрофы в «Трансваале». Сначала сверху раздался громкий треск, через секунду с потолка посыпались стекла, куски бетона и металлических конструкций, после чего со свистом и грохотом в торговый зал начали валиться бетонные балки и перекрытия. Первые машины «cкорой» и спасателей начали подъезжать к рынку минут через десять, и их взору предстала поистине апокалипсическая картина - огромное круглое в плане здание завалилось внутрь, как будто с одной стороны на него обрушилась неведомая сила. В первый час-полтора на месте царила суматоха - вместе со спасателями и врачами по развалинам пробирались торговцы рынка - многие сами окровавленные, в изодранной одежде, помогая искать и выносить тела пострадавших. Затем, по мере прибытия все новых колонн спасателей и милиции, вокруг рынка выстроили оцепление, за которым тут же собралась толпа спасшихся, родственников и знакомых тех, кто в ту ночь работал на рынке, и жителей окрестных домов. Большинство собравшихся - кавказцы молча смотрели на происходящее внутри оцепление и внимательно следили за выходящими на улицу спасателями. Каждого облепляла толпа мужчин и женщин, объяснявших, где находились их близкие - кто торговал, кто жил в подвале, и умоляя спасти. Мужчина с рассеченным лицом рассказывал, как, услышав грохот - сам не понимая почему, интуитивно -- бросился по центральному проходу к месту, куда машины подъезжали на разгрузку, и буквально прыгнул в яму. Лицо повредил, но остался жив.
До вечера 23 февраля к месту трагедии почти каждые полчаса прибывали все новые автоколонны спасателей и рабочих с тяжелой техникой. Около 10 утра у рынка появился глава МЧС Сергей Шойгу, сразу возглавивший штаб спасательной операции, вслед за ним появился и мэр Москвы Юрий Лужков. Уже днем у руин появился архитектор Нодар Канчели. Как выяснилось, он приехал прямо из прокуратуры, где его уже в первый день допросили в качестве свидетеля.
Уже к полудню 23 февраля группа спасателей на Бауманской насчитывала порядка 800 человек, не считая медиков и солдат оцепления. Представители МЧС при этом заявили, что местоположение всех пострадавших им известно, осталось только разобрать конструкции -- на завалах работали десять кинологов с собаками, которые в первые часы показали 11 мест, где могли быть живые. В общей сложности в первые сутки спасатели передали медикам «скорой» 29 человек, спасенных из-под развалин. Травмы, как отметили медики, очень тяжелые, у многих пострадавших серьезные переломы. Из-за того, что плиты падали очень плотно, по словам спасателей, возникал «эффект ножниц» - людям отрубало конечности и смерть наступала от потери крови.
Около 14.30 над развалинами начал подниматься густой черный дым, который вскоре окутал все здание рынка - по словам спасателей, искры от болгарки, которой распиливали арматуру, подожгли то ли разлившуюся краску, то ли товары бытовой химии. После этого к рынку подогнали несколько пожарных машин, которые до темноты заливали обломки пеной и водой.
О завершении основной части операции спасатели объявили вечером же 23 февраля, когда удалось обследовать большую часть завалов. В 18.40 машины «Скорой» были отпущены, за исключением одной. Неофициально спасатели признали, что после пожара и его тушения шансов выжить под обломками у людей почти не осталось. К этому же моменту стали известны и приблизительные масштабы бедствия - более 50 погибших.
Уже вчера представители МЧС и мэрии объявили окончательные данные о жертвах и пострадавших -- погибли 65 человек, госпитализированы 23. Среди погибших -- 45 граждан Азербайджана, 8 - граждане Грузии, 3 - Узбекистана, 5 - Таджикистана и 2 - России, еще один погибший имел двойное гражданство - России и Грузии. Тело еще одного погибшего, обнаруженное последним, пока не опознано. Посол Азербайджана в Москве Полад Бюль-Бюль Оглы уже вчера заявил, что тела трех его соотечественников были отправлены на родину самолетом, которым он сам прилетел, а остальных погибших переправят в Баку специальным чартерным рейсом.
Представители спецслужб и прокуратуры, начавшие опрос очевидцев, определились с основными предположениями о причинах катастрофы уже в первые часы после трагедии -- теракт почти исключен. В принципе, по неофициальной информации, оперативники продолжали изучать и такую возможность, но официальное следствие сосредоточилось на двух других основных версиях - ошибки при проектировании или строительстве и неправильные условия эксплуатации здания. При этом не исключается и вариант, что обрушение могло вызвать и сочетание обоих этих факторов.
Причем уже в первые дни после трагедии свое мнение на этот счет озвучили почти все первые лица, включая даже Патриарха Алексия Второго. На встрече с президентом Путиным он предположил, что причиной обрушения рынка стали прошедший обильный снегопад и оттепель (по этой версии, крыша здания не выдержала нагрузки скопившегося мокрого снега). Сам Владимир Путин тогда предположений делать не стал, отметив только, что «надо будет проводить тщательное расследование и получать объективную информацию о причинах». Мэр Москвы Юрий Лужков, почти все праздничные дни проведший на месте катастрофы, в свою очередь, посчитал «снежную версию» маловероятной, сообщив, что рухнувшая крыша была рассчитана на гораздо более серьезные нагрузки. Глава же МЧС Сергей Шойгу поначалу пришел к выводу, что причиной трагедии, скорее всего, стало «конструктивное нарушение».
Однако, вне зависимости от того, к какому итогу придет следствие, директору рынка все равно будет трудно доказать свою невиновность. В вину ему, совершенно очевидно, вне всякой связи с конкретной причиной обрушения рынка, поставят помимо прочего и сам факт массовой гибели людей.
Сколько точно людей находились в момент трагедии в здании рынка, до сих пор неизвестно. Как выяснилось со слов уцелевших сотрудников рынка, в нем по ночам находилось 200-300 человек. Часть торговых точек Бауманского рынка работала круглосуточно, а часть торговцев - в большинстве своем приезжие из других республик бывшего СССР, в том числе и нелегальные -- просто жила там, некоторые даже с семьями. Кроме того, по ночам рынок работал как оптовая и перевалочная база, где затаривались продуктами и ширпотребом уличные торговцы почти со всей Москвы. Все это, как теперь «неожиданно» выяснилось, прямо противоречило санитарным, противопожарным и многим других нормам, за соблюдение которых, по мнению прокуратуры, и должен был отвечать директор рынка.
Впрочем, работа следствия в этом направлении грозит серьезными скандалами. Ведь, помимо самого директора, следить за порядком на рынке должны были самые разные структуры - санэпиднадзор, госпожнадзор, технический надзор, милиция, миграционная служба. Любопытно, что вчера в этой связи неожиданно выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. "Если бы соблюдались все те требования, которые мы предъявляем к рынкам, то не должен был погибнуть ни один человек, так как ночью рынок закрыт и там в принципе не должно быть людей, - сказал Онищенко. -- Число погибших говорит о том, что на наших рынках не соблюдаются элементарные санитарные требования - и к людям, занимающимся продажей продуктов питания, и к местам, где это происходит. Когда люди живут там, спят и работают - о каком соблюдении режима можно говорить. Я уверен, что большинство этих людей являются нелегалами, а значит, не имеют соответствующего медицинского наблюдения. Если у них и есть санитарная книжка, то она наверняка добыта неправедным путем". Правда, г-н Онищенко не разъяснил, почему его служба не применила те самые требования в данном случае к Бауманскому рынку.
Но куда более неприятен для властей другой вопрос - о том, что в проектировании Бауманского рынка принимал участие Нодар Канчели. Дело в том, что после трагедии «Трансвааля» было принято решение тщательно проверить по всей России, и, в первую очередь, в Москве состояние всех крупных зданий со сложными конструкторскими решениями. Особое внимание при этом было уделено тем объектам, в проектировании которых принимал г-н Канчели. В результате, специальная комиссия обследовала и Басманный рынок, и, судя по тому, что он продолжил работу, никаких нарушений, недостатков или изъянов в конструкции не нашла. Соответственно, следствие должно будет проверить обоснованность выводов той ревизии, а подписи на ее актах, очевидно, ставили далеко не рядовые инспекторы надзорных служб.
Примечательно, что уже 23 февраля представители прокуратуры неофициально сообщили, будто в декабре директору рынка прокуратурой было вынесено представление о нарушениях в эксплуатации здания и необходимости их устранить в кратчайшие сроки. При этом многие официальные представители мэрии отмечали этот факт, объясняя причину задержания Марка Мишиева. Однако вчера корреспонденту «Время новостей» никто так и не смог внятно объяснить, в связи с чем именно было вынесено это представление и о каких нарушениях шла речь. Так, один из сотрудников администрации рынка заявил, что им никто в последнее время никаких претензий не предъявлял - ни в связи с якобы имевшимися трещинами на стенах рынка, ни по пожарной безопасности. Один из представителей следственной группы вчера также сообщил, что никаких представлений в деле, по крайней мере пока, не появлялось. Все последние дни вошедшие в следственную группу сотрудники прокуратуры, по их словам, буквально ночевали в штабе спасательной операции. Отлучались они только на выезды для проведения выемок, которые последние два дня почти беспрерывно ведутся в ведомствах и учреждениях, которые так и или иначе были связаны с подготовкой проектной и строительной документации - Моспроекте, Мосархитектуре. Кроме того, следователи уже начали изучать всю документацию и бухгалтерию самого рынка, которая, как оказалось, почти не пострадала -- администрация рынка находилась в небольшой пристройке чуть в стороне от рухнувшего здания.
Между тем, г-н Канчели дал за последние дни несколько комментариев. В одном из интервью он не исключил, что причиной обрушения могла стать перегрузка второго этажа товаром торговцев - весь он был застроен палатками. Своеобразная же антресоль - по всеми внутреннему периметру рынка, составлявшая второй этаж, крепилась к внешним несущим балкам.В другом выступлении г-н Канчели отметил, что причиной обрушения рынка мог стать скопившийся на крыше снег. "Такие постройки по моему проекту были возведены еще в двух местах - "Питьевая галерея" в Ессентуках и рынок в Ангарске, -- пояснил г-н Канчели в интервью ИТАР-ТАСС. -- К нам не так давно обратились с тем, чтобы мы осмотрели состояние этих зданий. Крыши были вскрыты в нескольких местах, после этого была разрешена эксплуатация. По всей видимости, причиной обрушения мог стать снеговой перегруз. Никто его не убирал, а крыша там не выгнутая, как в Трансвааль-парке, а вогнутая как тарелка. В те годы допускалась нагрузка 100 умноженная на коэффициент 1,4 (то есть, 140 кг на кв метр), а сейчас действует уже норма 220. Но разрешить подниматься на такую кровлю для уборки снега людям нельзя. Если туда подниматься людям с лопатами и, не дай Бог, со скребками, кровля только пострадает".
В свою очередь, в Москомархитектуре сообщили, что здание Бауманского (Басманного) колхозного рынка, построенное в 1977 году, стало одним из первых крупных сооружений нового типа под "висячим куполом", которые начали возводиться в рамках гигантского идеологического проекта обновления Москвы к предстоявшей тогда Олимпиаде 1980 года.
===================================================
Здание Басманного рынка было построено в 1977 году по оригинальному проекту, разработанному "Моспроектом-3". Нодар Канчели в тот период являлся сотрудником «Моспроектом-1», и выполнял проект конструкции купола и антресолей. По своей сути кровля рынка - это вогнутый купол, наподобие тарелки, конструктивно состоящий из двух бетонных колец. Внешнее большое кольцо покоилось на V-образных железобетонных опорах, расположенных по кругу вдоль несущих стен рынка. Внутреннее, то самое, что провалилось, держалось на 80 расположенных радиально металлических тросах-вантах, закрепленных на внешнем кольце. В принципе, в архитектурном плане такая конструкция крыш не считается уникальной и используется при строительстве различных объектов.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ, Алексей ГРИШИН