|
|
N°175, 25 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игорь Спасский: «Это не проблемы, это текущая работа»
Операция по подъему АПЛ «Курск» вступила в заключительную стадию. Вчера глава госкомиссии по расследованию причин катастрофы Илья Клебанов, генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский и главком ВМФ Владимир Куроедов провели в Петербурге заключительное совещание с представителями фирмы «Маммут». По словам Клебанова, было решено, что физический подъем субмарины должен начаться «29 сентября -- в зависимости от погоды» и займет 10--12 часов. Затем около трех суток лодку будут транспортировать на военную базу Росляково в Кольском заливе. Там, продолжил Клебанов, за 24--48 часов к «Курску» пристыкуют два понтона, при помощи которых за двое-трое суток лодка будет установлена в самом крупном на Северном флоте доке. «Мы сверились со специалистами «Маммута» и выяснили, что все идет по графику», -- заявил Клебанов. Однако он отметил, что вечером во вторник в «Баренцевом море ожидается серьезное ухудшение погоды».
До 1 декабря ряд российских НИИ должны предоставить в госкомиссию свои выводы о причине взрыва торпеды на борту «Курска». Но, судя по всему, вице-премьер уже не надеется на то, что подъем лодки ответит на этот вопрос. Клебанов выразил вчера сомнения и в том, что тайна «Курска» откроется после извлечения на поверхность останков первого отсека, который решено поднимать фрагментарно. В правительственной комиссии больше надежд возлагают на подводное обследование останков носа АПЛ. «Я надеюсь, что мы сможем выйти на причину в течение полугода, до подъема первого отсека», -- сказал Клебанов. Проект подъема этого отсека, так же как и проект утилизации «Курска», будет утвержден в ноябре.
Сегодня один из руководителей операции по подъему «Курска» -- генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский -- вылетает в Баренцево море. Перед отправлением он дал блицинтервью корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору Матвееву.
-- Сколько времени вы пробудете в море?
-- Я буду в районе операции до тех пор, пока она не закончится. Когда мы ее завершим, это только от погоды зависит. А за погоду не я ответственный... Баржа «Гигант-4» сегодня должна подойти к точке «Курск» и начнет закрепляться над лодкой. Подъем намечен на 27--29 сентября, может, даже быстрее, но может, и медленнее -- вот тут погода может вмешаться. Спешить некуда: поторопишься -- потом будешь плакать...
-- В чем будут заключаться ваши функции на борту флагмана экспедиции особого назначения, которая работает в зоне трагедии?
-- У нас оперативное руководство операцией осуществляет фирма «Маммут». От России руководят двое: я с технической стороны и вице-адмирал Михаил Барсков со стороны ВМФ. Мы с Барсковым улетаем в море во вторник и вместе будем координировать работы.
-- Как вы оцениваете работу «Маммута»?
-- Хорошо оцениваю. Они просто молодцы, душа радуется, когда смотришь не только на них, но и на всю кооперацию, которую нам удалось создать.
-- А сбои, которые неоднократно происходили, укладываются в допустимые пределы?
-- Это не сбои, это мелочи. Что такое сбои, вы не знаете...
-- Что произошло в седьмом отсеке, который, как выяснилось буквально в воскресение, оказался слишком заваленным разрушенными конструкциями, поэтому там не удалось расчистить технологические отверстия и укрепить зацепы? Когда будут преодолены эти трудности?
-- Перед тем как погружать туда зацепы, там предстоит сделать дополнительную проверку калибром. Дело в том, что по технологии в отверстия, проделанные в лодке, опускается пятитонный калибр, который убирает все, что мешает монтажу зацепов. Затем установленная в калибре гидравлика выпускает отжимные устройства, и они расчищают все остальное. Но в седьмом отсеке силы гидравлики не хватило, и поэтому систему пришлось переделывать, чтобы развить большее усилие. Это не проблемы, это текущая работа. У меня есть надежда, что все это будет завершено еще до вторника.
-- Не возникнет ли проблем с обеспечением радиационной безопасности в ходе операции или после постановки лодки в док в Росляково?
-- У меня абсолютно никаких опасений нет. Не может быть ничего страшного.
-- Что будет с подъемом первого отсека?
-- «Рубин» делает проект, который будет готов уже в ноябре. Сейчас разрабатываются несколько вариантов подъема, пока решения нет. Техническое руководство осуществлять будет тоже наше конструкторское бюро. Постараемся все это сделать отечественными силами. Зарубежных заказчиков будем привлекать только в крайнем случае -- постараемся обойтись без них. Может быть, только в некоторых видах технологий придется использовать иностранные компании -- у нас, к сожалению, не все технологии есть. В следующем году с наступлением хорошей погоды начнем решать эту проблему. Статистика показывает, что в Баренцевом море обычно в мае--июне погода больше бывает спокойная, чем штормовая.
-- Почему вы отказались от подъема первого отсека целиком?
-- Потому что он представляет собой груду деформированного железа и поднимать его бессмысленно. Мы постараемся так его подрезать, чтобы он не мешал рыболовству и не цеплял сети. А все нужные элементы, которые должны пролить свет на истинную картину трагедии, мы обязательно поднимем. Мы надеемся, что это поможет узнать, какое первоначальное воздействие вызвало катастрофу.
Беседовал Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург