|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пример для подражания
Десятка лучших европейских компаний
Ведущая международная деловая газета Financial Times назвала десять европейских компаний-лидеров в разных сферах бизнеса. Обладателей присуждаемых газетой премий европейскому бизнесу определило по методике консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants жюри из хорошо известных предпринимателей (в него, в частности, вошли главы BP Джон Браун и итальянской Eni Паоло Скарони, топ-менеджеры Siemens, Deutsche Telekom, Telecom Italia и др.). Победителей выявляли по трем основным критериям: сумма показателей роста, качество инноваций и широта экспансии. «Как показывают достижения победителей, ведущие компании могут добиваться больших успехов даже при значительных помехах со стороны регуляторов и бюрократии. Инновации и талант -- основа их успеха. Задача же состоит в том, чтобы распространить подобную практику предельно широко. Европейские лидеры должны принять участие в создании конкурентных рынков, в которых мы нуждаемся», -- заявил редактор Financial Times Лайнел Барбер.
Наиболее стремительно развивающейся компанией в автомобильной отрасли признана Audi, являющаяся подразделением немецкого концерна Volkswagen. «Audi сосредоточилась на дизайне и качестве, чтобы сделать свой продукт максимально привлекательным», -- отметили судьи. Успехи Audi во многом достигнуты благодаря налаживанию мощного производства и продажам в Китае. Согласно амбициозным планам ее руководства, к 2008 в мире будет продаваться порядка 1 млн автомобилей Audi ежегодно (в шорт-лист в этой номинации вошли Continental, Magna International, Porsche, Toyota).
Самой динамичной в секторе потребительских розничных услуг стала фирма Esprit, которая, как подчеркивается, при высоких доходах и низких затратах обеспечивает выпуск 12 коллекций одежды ежегодно (Esprit опередила Gallaher, Hennes & Mauritz, Puma и Tesco).
В номинации «финансовые услуги» победила швейцарская банковская группа UBS. Жюри отметило «абсолютно убедительную стратегию» UBS, с которой в этой номинации конкурировали BNP Paribas, HSBC, Royal Bank of Scotland и Santander.
В области индустрии победителем стал люксембургский стальной гигант Arcelor, сопротивляющийся враждебному поглощению со стороны индийской Mittal Sleel. Созданный в 2002 году путем слияния французской Usinor, испанской Aceralia и люксембургской Arbed, Arcelor опередил Saint Gobain, Samsung, ThyssenKrupp и Vinci.
В нефтегазовом секторе Европы лучшей названа норвежская Statoil, победившая благодаря активности на международной арене (ее бизнес-география распространяется на Анголу, Азербайджан, Алжир, Венесуэлу, Польшу и Мексиканский залив). Примечательно, что помимо Statoil в нефтегазовый шорт-лист вошли три восточноевропейские компании -- MOL, OMV и PKN Orlen.
В области химии и фармацевтики победил немецкий концерн BASF. Его главным достоинством судьи посчитали постоянное присутствие в тройке мировых лидеров профильной индустрии и сбалансированный портфель продукции (как известно, BASF помимо химии обладает серьезными позициями на рынке нефти и газа). Менее удачливыми конкурентами концерна стали Dow Chemical, Johnson & Johnson, Merck и Roche.
В телекоммуникационном секторе безусловным лидером оказалась испанская Telefonica, сумевшая наилучшим образом «сбалансировать рост и прибыль». Жюри подчеркнуло агрессивную инвестиционную стратегию компании в Европе (включая приобретения Cesky Telecom и британский О2). Испанцы обошли компании Deutsche Telekom, Swisscom, Tele2 и Telenor.
Категорию «транспорт, туризм и перевозки» возглавила датская AP Moller-Maersk, сумевшая продемонстрировать высокие показатели одновременно в сфере продаж, поглощений и избавления от непрофильных активов (датчане опередили Geodis, Hilton, Kuhne & Nagel и Tui).
Немецкая RWE признана лучшей в сфере услуг. Ее главным достижением оказалась способность сфокусироваться на основном бизнесе -- электроэнергия и газ. Это обеспечило отрыв от E.ON, Enel, Iberdrola, Scottish & Southern.
Отдельно учредители рейтинга выделили номинацию «корпоративное управление», в которой поставили всем в пример британскую химическую компанию ICI. Прозрачность внутренней политики стала ключевой заслугой ее руководства. С ICI на финальном этапе конкурировали BAA, OMV, Siemens и UBS.
Денис УВАРОВ