|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не мешайте миротворцам
Наверное, уже не так важно, на чьей совести то, что происходит в цхинвальском регионе. Я намеренно выбрал нейтральное определение территории. Осетины по-прежнему эту грузинскую автономию называют Южной Осетией. Для грузин это уже Самачабло. Конечно, в начале 1990-х, на фоне распада Советского Союза, кто-то из осетинского руководства допустил ошибку, решив в одночасье провозгласить Южноосетинскую автономную область республикой. Конечно, и режим Звиада Гамсахурдиа, пытаясь решить проблему силой, допустил роковую ошибку, введя войска в выходивший из-под контроля регион.
Десятки, сотни жертв с обеих сторон, разрушенные дома в начале противостояния и печальный статус постконфликтной зоны на протяжении 15 лет. Цхинвальский регион сегодня -- это смешанный российско-осетино-грузинский контингент по поддержанию мира, вездесущие наблюдатели от ОБСЕ, разъезжающие на красивых белых джипах, многочисленные блокпосты, пункты контроля, документы военного и полувоенного образца на все случаи жизни и многое другое, выбивающееся из рамок нормальной мирной жизни.
Прав или нет молодой и горячий президент Грузии Михаил Саакашвили вместе со своими не менее молодыми сподвижниками, призывая к скорейшему, точнее, немедленному разрешению конфликта? Некоторые жители Грузии считают, что прав. Иначе, говорят они, кто же будет всерьез воспринимать страну, на протяжении многих лет так и не сумевшую урегулировать два конфликта на своей территории? (Южная Осетия и Абхазия юридически остаются в составе Грузии, но фактически не подчиняются Тбилиси).
Представители старшего поколения еще вполне могут договориться -- свежи воспоминания о совместной мирной и нормальной жизни. Сложнее с двадцатилетними парнями, которые гораздо лучше разбираются в оружии, нежели в литературе или музыке. А еще через десять лет, если конфликт останется замороженным, грузины и осетины будут считать себя непримиримыми врагами.
Успешный экспорт «революции роз» в Аджарию в 2004 году, завершившийся, к счастью, без кровопролития, вдохновил грузинское руководство. Грузинские политики не раз высказывались в том смысле, что мятежную южноосетинскую автономию тоже можно вернуть в течение двух-трех дней, и до конца года это будет сделано. Но обещания надо выполнять, и проблема грузинского руководства еще и в том, что многочисленные обещания так и остались обещаниями. Аджарские события, единственное серьезное достижение команды Саакашвили, уже история. Для повышения рейтинга грузинские власти разыгрывают южноосетинскую карту.
Вот и получается, что вместо переговоров в зоне конфликта блокируют дороги, а обычное ДТП становится предметом разбирательства на уровне правительств. А ведь простые люди не хотят войны. Совсем недавно старый осетин в Цхинвали, обратившись ко мне на превосходном грузинском языке, сказал: «Вот вы, журналисты, все время говорите о грузино-осетинском конфликте. На самом же деле что нам, простым людям, делить-то?» «Вон смотри, -- он показал в сторону спортивной площадки. -- Осетинские и грузинские дети вместе играют в футбол». В Цхинвали, к слову, много и смешанных браков, грузины и осетины нередко приходятся друг другу если не близкими, то дальними родственниками. Грузинские соседи крестят осетинских детей и наоборот. Напряженность в зоне конфликта не спадает уже два года, однако простые грузины и осетины, слава богу, не нападают с оружием в руках друг на друга.
Межэтнического конфликта в Цхинвали нет. Дело в политике и в политиках. И все больше складывается впечатление, что в действительности это межгосударственный конфликт между Россией и Грузией. Парламент Грузии принимает постановление о замене российских миротворцев. Ответное постановление принимает Госдума России. Мы постоянно слышим заявления МИД России, МИД Грузии, а вот МИД Южной Осетии реагирует гораздо более сдержанно. Странно, однако, что в Тбилиси не понимают: вывод миротворцев из зоны конфликта развяжет войну в регионе. Неужели все забыли, что именно «голубые каски» остановили войну и являются гарантами хрупкого мира? Попытка форсировать события вызовет у людей обратную реакцию, недаром предыдущий грузинский президент Эдуард Шеварднадзе действовал здесь по принципу «время лечит раны». Кстати, осетины и грузины тогда опять стали привыкать друг другу, постепенно налаживалась обычная и спокойная жизнь. Так, может, не надо разрушать то, что было сделано в предыдущие годы?
Николай Мамулашвили